главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Константинополь «снимал анафему» не только с Денисенко



11 октября состоялось заседание Священного Синода Константинопольской Церкви под председательством Патриарха Варфоломея. На нем было принято постановление «возобновить уже принятое решение о том, чтобы Вселенский Патриархат приступил к предоставлению автокефалии Церкви Украины»; «сняты» анафемы и прещения с Михаила Денисенко и его секты, а также с Макария Малетича; отменено письмо 1686 года о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви и заявлено о восстановлении «на данный момент ставропигии Вселенского Патриарха в Киеве».

15 октября в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором подробно и аргументировано со ссылками на церковные правила и их святоотеческое толкование опровергнуты все тезисы постановления Фанара и заявлено о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольской Церковью на основании того, что она вступила в евхаристическое общение с раскольниками.

Оба решения по своему смыслу являются подобием взаимного обмена ракетными ударами. Это первое впечатление от знакомства с их текстами.

Но интересна следующая параллель: заявление Священного Синода РПЦ и приведенные в нем правила, по крайней мере некоторые из них, относятся к аналогичной ситуации, когда в 1964 г. Константинопольский Патриарх Афинагор «снял анафемы» с папы римского и с римской еретической конфессии. В Заявлении, например, говорится: 
   «Как возможна отмена решения, действовавшего на протяжении трех веков? Это означало бы попытку почитать „яко не бывшей" всю последующую историю развития церковной жизни». 

Анафемы же на папистов действовали не три, а почти десять веков. Их снятие Афинагором, которое осталось без внятной канонической оценки со стороны других автокефальных Православных Церквей, означает еще более возмутительную попытку почитать «яко не бывшей» всю последующую церковную историю, все злодеяния папистов, в прошлом и в настоящем, все их преступления.

Из этого следует, что если недействительно «снятие анафемы» с Денисенко, тогда недействительно «снятие» Афинагором и анафем с папистов. Тогда католическая «церковь» не является нам сестрой, а паписты – братьями. Они как были еретикам, так ими и остались.

Если впредь кто-то в Русской Церкви назовет папистов «братьями», а их конфессию – «сестрой», то это будет означать, что он признает и нынешние деяния стамбульских раскольников со всеми вытекающими каноническим последствиями.
 
Михаил Теплов

Источник: Газета «Дух христианина»





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.