главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

А караван идет...


Да постыдятся гонящии нас и да

погибнут погубити нас тщащиися...

 

Из молитвы святого Амвросия, епископа Медиоланского,

пресвитерам, готовящимся к служению святой Литургии

 

В одном из новых рассказов Владимира Крупина есть такой эпизод: «Во время службы ворвались в алтарь бесы, чекисты, сорвали с батюшки облачение, вывели, повели. И велели всем плевать на него. Но никто – никто! – не плюнул, а все встали на колени. Отец Александр шел босой, в одном нательном белье, и благословлял всех. Уходил на смерть и в безсмертие».

По прошествии многих лет становится очевидным: прямые наследники тех слуг сатаны (они же – пламенные революционеры, горячие и несгибаемые партийцы), продолжатели их черного дела никуда не исчезли. Они, как и раньше, пишут слово «Бог» с маленькой буквы (Он им Судья!), хулят, плюют на Святую Церковь и заставляют делать это других. Вспомним, например, громкую медийную акцию с плясками в храме Христа Спасителя (кстати, судьбу ее исполнительниц и их потомства было бы весьма поучительно проследить лет через пять-десять). Однако информационными атаками нашу Церковь, еще со времен незабвенных Губельмана-Ярославского и Никиты Хрущева, не удивишь...

На центральной площади Калининграда построили храм Христа Спасителя? Какой ужас для несчастного Калинина! На том самом месте, где стоял памятник Ленину? Это – ужаснее вдвойне!.. На расцерковленном Западе психологи и психоаналитики давно доминируют в сфере душепопечения. А у нас до сих пор люди верующие и воцерковленные решают свои духовные проблемы со священником. Это, ясное дело, не может не раздражать как насмотревшихся зарубежных кинолент пациентов, так и тех, кто их систематически «окучивает». А многотысячная, через пол-Москвы, очередь желающих поклониться Честному Поясу Пресвятой Богородицы? А тот факт, что в Минске к Дарам волхвов приложились более 460 тыс. человек? Для безбожников все это нестерпимо.

Между верующими и Богом «посредник» не нужен? Но он есть. Это Православная Церковь, основанная Господом нашим Иисусом Христом. «Никто не может вне Церкви и веры ни быть сообщником Христу, ни спасаться. Зная это, мы понимаем, что спасение всего мира совершается не от дел закона, но во Христе, и безбожным ересям не оставляем никакого основания для надежды». Резко сказано? Но это слова святителя Иоанна Златоуста!

Церковь – это закрытое акционерное общество по зарабатыванию денег? Религия – это бизнес? Но так можно говорить и писать только в силу полнейшей безнаказанности. Не надо переиначивать факты! Весь мир прекрасно знает, какой из истинно коммерческих проектов принес и продолжает приносить своим авторам максимальную прибыль. Потому и тема эта объявлена запретной, а все сомневающиеся попали в разряд ревизионистов… Далеко не многие батюшки ездят на шикарных «Мерседесах» и щеголяют часами от 100 тыс. у.е. и выше. Выскажем свое предположение: те самые «товарищи», которые «во дни оны» всеми доступными им способами вымогали у священников и епископов согласие на сотрудничество, теперь «дарят» им дорогие часы и оказывают прочие «знаки внимания», чтобы удобнее манипулировать духовенством в нынешней обстановке. Люди с «чистыми руками, горячим сердцем и холодной головой» бывшими, как известно, не бывают. Но с этой проблемой Церковь разберется сама, без посторонней помощи.

Главный объект антицерковной пропаганды – современная молодежь; впрочем, так было и прежде. Но и на этом поприще наши недруги добились не самых впечатляющих результатов – средств было затрачено несоизмеримо больше. Есть молодые люди, которые обучаются в духовных семинариях, на теологических факультетах в светских университетах, вступают в православные общества. Есть молодежь искавшая, но заблудившаяся в своих духовных поисках и оказавшаяся в сетях тоталитарных, деструктивных, «нетрадиционных» и прочих сект. Есть те, кто живет по принципу: «Не пей алкоголь, не трогай денег, не ешь мяса, не ходи на выборы, не верь в Бога». Есть парни и девушки, которые очень зло и несправедливо критикуют Церковь в интернете, демонстрируя, как минимум, свое неравнодушие… Какая из этих тенденций возобладает в будущем? Здесь – огромное поприще и для молитвы, и для разносторонней деятельности, поле для активного духовного противостояния в СМИ, что особенно важно.

К сожалению, многие представители масс-медиа в беседах со священниками ставят вопросы так, будто разговаривают с практикующей бабкой-шептухой или ученым-этнографом. Вопиющее невежество проявляется и в подавляющем большинстве телекомментариев по случаю православных праздников и иных церковных событий – в них правит бал причудливая смесь псевдоправославной риторики, магии и всевозможных суеверий. Развязный и пошлый тон ряда «экспертов» поражает, но и он не может скрыть их банальную неграмотность. «Ленин, конечно, был редкий поц, но то, что религия – опиум, он констатировал верно», – так написал один бобруйский «специалист». Можно отдать должное его литературным изыскам, вот только фразу про опиум придумал другой, не менее редкостный поц, – Маркс.

Некоторые известные в узких кругах российские «звезды» берутся судить об интеллектуальном уровне Церкви и «официального Православия». Слегка перефразируя их откровения, можно с ними согласиться: да, действительно, проблемы современного антиклерикала глубоко чужды Церкви. И, с другой стороны, в своих достоинствах и «пороках» Церковь – повторим еще раз! – разберется самостоятельно, без участия атеистов, агностиков и «снобов».

Но как нам, верующим, относиться ко всем этим горе-деятелям в повседневной жизни? Как к людям, находящимся вне спасительной церковной ограды, т. е. с жалостью. Как к лицам с ограниченными духовными возможностями и задержками в духовном развитии, т. е. опять же с состраданием. В то же время не следует забывать категоричности псалмопевца и пророка Давида: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13, 1). Всемирная история изобилует примерами подобных «начинаний»: с «великой» французской революции и до не менее «великой» октябрьской. Такими кровавыми «достижениями» даже близко не могут похвастаться организаторы крестовых походов и пресловутой инквизиции (которые, кстати, не имеют к Православию никакого отношения).

В заключение затронем еще один существенный момент. Есть люди (как соприкасающиеся каким-либо образом с Православием, так и совершенно далекие от него), жаждущие «реформировать Церковь от паперти до купола». И вновь заметим – это сугубо внутреннее дело самой Церкви. История живо свидетельствует об итогах «реформ» и «протестов» XVI века на Западе и т. н. обновленческого движения XX века в России.

Те или иные проявления модернизма в церковной ограде не должны приводить нас в отчаяние: с помощью Божией мы можем и будем им противостоять, опираясь, кроме прочего, и на известное Завещание Святейшего Патриарха Пимена († 1990): «1. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие. 2. Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос – наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин. 14, 6). Без Христа не будет России. 3. Свято хранить церковно-славянский язык молитвенного обращения к Богу. 4. Церковь зиждется на семи столпах – Семи Вселенских Соборах. Грядущий „восьмой собор" страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом „соборе" что-либо несогласное с Семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. Псков, 2001. С. 409).

Наша церковная жизнь не останавливается. Вопреки нападкам многочисленных недругов, Православная Церковь как и прежде совершает в мире свою спасительную миссию. Обыдоша мя пси мнози (Пс. 21, 17), но Караван идет.

Протоиерей Павел Боянков, клирик храма св. блгв. кн. Александра Невского, г. Минск

Источник: газета «Православный Крест», № 19 (115) (от 1 октября 2014 г.)





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.