главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Угрожает ли Православию «святой и великий собор»?


Согласно принятому на Собрании Предстоятелей Православных Поместных Церквей в Стамбуле в начале марта 2014 года решению, 19 июня 2016 года планируется провести т. н. «Святой и Великий Всеправославный Собор», подготовка к которому продолжается уже более 50 лет и ныне вошла в завершающую стадию.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2013 года по поводу данной инициативы было утверждено следующее постановление, отразившее чаяния церковных чад: «При подготовке Всеправославного Собора нельзя не принимать во внимание критические настроения духовенства и верующего народа, их отношение к перспективам созыва Собора. Освященный Архиерейский Собор подчеркивает, что регламент и повестка дня Всеправославного Собора, принципы его формирования, протокол его богослужений и заседаний, проекты основных соборных документов должны быть предварительно согласованы всеми Поместными Православными Церквами. Иерархи Русской Церкви считают, что подготовка Всеправославного Собора должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особенной заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Члены Архиерейского Собора считают необходимым, чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно»(Соборные постановления, п. 61).

К сожалению, сегодня, спустя два года, приходится констатировать, что данное соборное постановление в своих ключевых пунктах не исполнено:

– готовящиеся соборные постановления не были подвергнуты широкому обсуждению;

– при подготовке «Всеправославного собора» не были приняты во внимание критические настроения духовенства и верующего народа, их отношение к перспективам его созыва;

– епископат Поместных Церквей на соборе будет представлен в составе, далеком от полноты (Предстоятель и 20 епископов);

– готовящиеся постановления не отличаются заботой о сохранении чистоты православного вероучения.

Видимо, надеясь как-то нивелировать этот казус, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) 11 июля с. г. в беседе с журналистами коснулся проблемы подготовки «Всеправославного собора». Всем, желающим ознакомиться с содержанием проектов соборных постановлений, он порекомендовал обратиться к его докторской речи «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви», произнесенной 2 ноября 2011 года в Санкт-Петербургской духовной академии. Таким образом, данный доклад митрополита Илариона на сегодняшний день остается практически единственным опубликованным официальным документом, в котором содержатся хотя бы некоторые (обрывочные и крайне скудные) сведения о намеченных реформах.

Даже при беглом знакомстве с этими сведениями становится понятно, что проекты нарушают чистоту Православия.

1. В проекте решения по теме «Установление общего календаря праздников» в качестве препятствия к введению в Православной Церкви т. н. нового православного календаря указываются лишь некие «пастырские трудности»: «В настоящее время, по мнению ученых-астрономов, новый православный календарь точнее старого. Следовательно, наилучший путь к разрешению календарного вопроса и Пасхалии – это признание всеми Православными Церквами нового православного календаря – как для непереходящих праздников, так и для Пасхалии. <…> Тем не менее, признавая, что в некоторых Поместных Церквах существуют пастырские трудности(как это видно из доклада Русской Церкви, из заявления Сербской Церкви и из специального заявления Иерусалимской Патриархии), Межправославная подготовительная комиссия предлагает осуществление этого решения оставить на усмотрение Поместных Церквей».

Между тем, известно, что т. н. новый православный календарь вплоть до 2800 года полностью совпадает с григорианским католическим календарем, а посему его по праву должно рассматривать как вариант папского. А в 1583 году при Святейшем Патриархе Константинопольском Иеремии II (Траносе) состоялся Великий Собор, на котором при участии Патриархов Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, а также многих других православных иерархов, на основании многовековой церковной практики григорианский календарь и новая римская пасхалия были анафематствованы. Эту анафему повторили затем Константинопольские Соборы 1587 и 1593, а также ряд Поместных Соборов – 1756, 1848 годов. Соборное постановление от 20 ноября 1583 года гласит: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову <…> – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных».

Таким образом, введение т. н. новоправославного календаря недопустимо не по причине «пастырских трудностей», а главным образом потому, что это противоречит законоположениям Семи Вселенских Соборов.

2. По вопросу «Правила и препятствия для совершения таинства брака», как свидетельствует митрополит Иларион, на соборе задумана реформация 72-го канона Шестого Вселенского Собора, запрещающего брак между православными и еретиками: «Принято решение, чтобы <...> препятствовать браку православных с инославными по канонической акривии, однако благословлять его по снисхождению и человеколюбию». Если признать этот проект допустимым, то напрашивается кощунственный вывод, что якобы у Святых Отцов Вселенских Соборов было недостаточно «снисхождения и человеколюбия». Кроме того, предполагается реформация 6-го правила Четвертого Вселенского Собора, препятствующего диаконам вступать в брак после рукоположения. Но такое новшество не может быть дозволено, ибо никому, в том числе и собору епископов, Вселенские Соборы не дают права менять свои постановления (См. 1-ые правила Шестого и Седьмого Вселенских Соборов).

3. Касаясь восьмого пункта соборной повестки, митрополит Иларион заявил: «Вопрос об отношении Православных Церквей к остальному христианскому миру впервые обсуждался на Межправославной подготовительной комиссии 1986 года. Предложенный Комиссией проект решения, в котором уделялось внимание диалогам Православной Церкви с римо-католиками, старокатоликами, лютеранами, англиканами, реформатами и представителями Древних Восточных Церквей, был утвержден на Всеправославном предсоборном совещании в 1986 году».

Также председатель ОВЦС высказал пожелание, чтобы в переработанном проекте всеправославного решения по данной теме были учтены главные постулаты документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

Однако указанный документ содержит положения, которые входят в противоречие со святоотеческой традицией. В нем, в частности, говорится о «грехе разделения», который якобы некогда совершила Церковь Христова. На деле же никакого «разделения церквей» никогда не было. История христианства свидетельствует, что в действительности происходило постепенное отпадение восточных и западных народов и конфессий, уклонявшихся в ереси, от Тела Христова. Церковь же сохранилась невредимой до наших дней, получив название Православной. Любое безпристрастное историческое исследование доказывает, что исповедуемое нами ныне Православие есть именно то изначальное, Апостольское учение. Великий сербский богослов преподобный Иустин Челийский пишет: «В Церкви никогда не было разделения, было только отпадение от Церкви», от которой «в разное время откалывались и отсекались еретики и раскольники, которые впоследствии перестали быть членами Церкви и частями ее Богочеловеческого Тела».

Ошибочно и содержащиеся в «Основных принципах…» утверждение, что якобы «разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах». Святитель Василий Великий ясно учит, что у схизматиков и еретиков нет благодатной жизни: «Ибо, хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, поскольку пресеклось законное преемство» (1-е правило).

Случаи приема из инославия (ереси) в Церковь через Таинства Покаяния и Миропомазания, на которые ссылаются «Принципы», свидетельствует не о наличии у еретиков остаточной благодати, а только о снисхождении и человеколюбии отцов, которые хотели упростить отпавшим путь возвращения к истине. Cвященномученик Иларион Верейский пишет: «Я полагаю, что объяснить взгляды <…> на допустимость разнообразной практики в отношении чиноприема еретиков и раскольников можно только при том предположении, что они [отцы] ради мира и пользы Церкви считали возможным иногда не требовать совершения вторично правильного обряда крещения, веруя в таинственно-благодатное значение самого единения с Церковью. Раньше совершенный вне Церкви обряд был лишь внешней формой, которая в Церкви наполняется благодатным содержанием. Ведь тот же святитель Киприан особенно много говорит о "крещении кровью", которое совершается, конечно, без всякого обряда и без всякой формы. Допущенное мною предположение имеет основание в рассуждениях самих церковных писателей. Святителю Киприану задавали вопрос: "Что же будет с теми, которые прежде сего, обратившись от ереси к Церкви, приняты были в Церковь без крещения?" – "Господь, – отвечает святитель Киприан, – по милосердию Своему силен даровать им прощение, и тех, которые, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишит даров Церкви Своей"».

Нельзя признать верным и тезис о том, что Православная Церковь должна продолжать участвовать в экуменическом движении ради свидетельства инославным о вере Христовой. Самой доступной и совершенной проповедью была, есть и будет сама жизнь Православной Церкви, исполненная благодати и чудесной полноты. Миллионы людей обрели в Церкви смысл жизни и спасение. И для того, чтобы приобщиться к этой сокровищнице, не нужно никаких «свидетельств» на международных экуменических конференциях и богословских собеседованиях, необходимо только искреннее желание найти Истину, покаяться и креститься.

4. Говоря о теме «Экуменическое движение», митрополит Иларион вновь сослался на неоднозначный, как мы показали выше, документ «Основные принципы...» Святые же Отцы об этой проблеме учат так: «Экуменизм – ересь ересей» (преп. Иустин Челийский); «Экуменизм – сверхересь» (преп. Гавриил Тбилисский). «Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов»(преп. Паисий Святогорец).

5. Относительно десятого пункта повестки предстоящего собора«вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации» Владыка сообщил:«Данный вопрос также обсуждался в 1986 году. Стоит отметить, что подготовленный тогда документ испытал несомненное влияние своего времени. Не случайно основной темой документа является проблема всеобщего разоружения. Сегодня предстоит решить, нужно ли выносить на Собор документ, который несет на себе явное влияние устаревших идеологических концепций, или же следует подготовить новый документ. В то же время, некоторые положения подготовленного проекта вполне могут быть использованы, так как темы христианского понимания мира, достоинства личности, свободы человека, национальный вопрос будут актуальными всегда».

Из самой постановки вопроса видно, что это не церковная, а сугубо мирская секулярная тематика, о которой канонические постановления гласят: «Епископ или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина» (6-е правило Св. Апостолов). Этот канон дополняет 81-е апостольскоеправило: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди».

Таким образом, из представленного нами небольшого анализа можно заключить следующее: предстоящий в 2016 году собор не является продолжателем учения Семи Вселенских Соборов и действительно, вероятнее всего, будет носить реформаторский (разбойничий) характер.

Иеромонах Владимир (Боголюбов)






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.