главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Предстоятель УПЦ выступил против «восьмого собора»


28 декабря 2015 года в трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-­Успенской Киево-­Печерской лавры состоялось ежегодное епархиальное собрание духовенства Киевской епархии. Возглавил заседание Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Кроме прочего, Владыка затронул волнующую многих верующих тему грядущего «Всеправославного собора».

 

Этот вопрос, наверное, сегодня самый главный. Собор намечен на июнь следующего года. По этим планам на Троицу он должен быть уже завершен. Вообще, всегда вопросы, выносимые на соборы, обсуждались заранее. Для этого проводились предсоборные совещания, на которые выносились те вопросы, которые собору оставалось только утвердить. Не было такого, чтобы собор уже начался, и только после этого «вбрасывались» вопросы, о которых большинство не подозревает – вопросы заведомо спорные и вызывающие рознь.

Позиция нашей Церкви состоит в том, что вопросы, выносимые на собор (например, о новом стиле в Церкви), необходимо обсудить на таких предсоборных совещаниях. Затем их должны все Поместные Церкви утвердить, и тогда уже согласованные позиции выносятся на суд собора. Если хоть одна Церковь выступит против, тема снимается с повестки дня. Это называется правилом консенсуса – полного согласия. И наша Церковь настояла на том, чтобы строго придерживаться этого правила. Это гарантия того, что не случится расколов. Ибо даже если решения по некоторым вопросам выносятся большинством голосов, разделение таким образом уже произойдет – еще до собора. И с таким подходом согласились все Поместные Церкви. Но когда начали рассматривать вопросы диптиха, автокефалии, календаря, второбрачия для духовенства, то оказалось, что ни один из них не доведен до конечного вида. <…>

И возникает вопрос – если мы, не имея подготовленных решений для собора, соберемся все на такой «собор», то выльется он в перепалки и споры, которые лишь скомпрометируют Церковь. Кроме того, там будет задействована следующая система продавливания решений: после долгого обсуждения решаем выносить его в таком-­то виде (т. е. вариант, предлагаемый заранее, отвергаем); принимаем новый – окончательный – вариант, голосуем за него, но на подписи подается он на греческом языке. Мы говорим: «Надо внимательно посмотреть», а нам отвечают: «Что там смотреть? Уже проголосовали, давайте – подписывайте!» «Нет, – говорим, – мы сначала переведем». И оказывается, что на подпись нам подсунули первый вариант – тот, который мы отвергли. И там тысяча таких способов обмануть человека и сотворить неправду. Следовательно, если вопросы будут предлагаться для обсуждения уже на самом соборе, это выльется в балаган, который станет позором для Вселенской Православной Церкви.

Поэтому есть такое предложение (мы его еще будем обсуждать на Архиерейском соборе) – отказаться от участия в этом «соборе». Участие в нем может оказаться большим злом, чем отказ от участия. Ведь даже если согласимся участвовать с тем, чтобы стоять на своем, пока будем обсуждать каждую формулировку, оппоненты выставят свои варианты в интернет как согласованные и проголосованные. И пока все разберутся, что к чему, возникнет масса соблазнов, угроза раскола. Чтобы этого не случилось, нам, по моему личному мнению, надо воздержаться от участия в этом соборе. А если хотя бы одной из Поместных Церквей на соборе не будет, он уже не будет «Всеправославным».

Я думаю, что надо молиться Богу, просить Его, чтобы Он отвел этот соблазн, который надвигается на Святую Православную Церковь, чтобы Бог сохранил нас в вере. Не надо искать новой веры. Сегодня надо искать обновления человека, потому что вера наша – святая. Сколько святых угодников она нам дала! Это место святое [Киево-­Печерская лавра] нам говорит, камни вопиют, мощи свидетельствуют о том, что это вера спасительная. Зачем нам искать что-­то иное, что более соответствовало бы нашим страстям? Нам надо себя ломать, прилаживаться к вере, а не веру ломать под свою немощь, под свою гордыню. Нам Бог дал веру, храним же ее, а что кто-­то иной будет там делать – это его проблемы, его ответ перед Богом. У нас же есть дорога, и мы должны ею идти.

Митрополит Киевский и всея Украины ОНУФРИЙ

Источник: «Информ-­религия»






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.