главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Вечерняя литургия Преждеосвященных Даров - новшество экуменистов


ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Интересуясь вопросом о сложившейся недавно практике совершать Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время суток, я столкнулся с информацией из католических источников о подобном нововведении в отпавшей от Христа и Его Церкви латинской конфессии, узаконенном организаторами второго Ватиканского собора ( 1965 г.).

В католической конфессии тема вечерних «литургий» впервые обсуждалась в XVI веке. Известно, что в 1566 году папа Пий V строго-настрого запретил их совершение, и этот вопрос более не поднимался вплоть до XX века. И уже до начала Первой мировой войны среди латинских служителей начали возникать прения о возможности совершения «литургии» в любое время суток. Слухи об этих спорах дошли до папы Пия X, который в 1917 году запретил вечерние «литургии» каноническим правилом (Can. 821, § 2 Кодекса канонического права). Однако 19 марта 1957 года папа Пий XII составил новый канон, отменивший 821-ой. В каноне под № 931говорится о том, что совершение «евхаристии» может быть в любой день и в любой час, если это не нарушает «литургических» норм (Can. 931: Die Feier und Austeilung der Eucharistie darf an jedem beliebigen Tag und zu jeder Stunde erfolgen, soweit dies nicht nach den liturgischenNormen ausgeschlossen ist.)

После второго Ватиканского собора вечерняя «литургия» у католиков стала называться «Abendmesse» – «Вечерняя месса». 

Апологетика вечерних месс у папистов очень схожа с аргументами, которые приводят сегодня защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров в Православной Церкви. Это прежде всего то, что Литургия в Евангелии именуется «Тайной Вечерей». Кроме того, это - исторические фантазии вокруг традиции соединения богослужебного чина вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров и, конечно же, - удобство прихожан, которые днем трудятся на светской работе, а по окончании ее могут пойти в храм и причаститься.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Относительно Тайной Вечери, о времени ее совершения святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит: Яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и Чашу по вечери, глаголя: сия Чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (2 Кор. 5, 14-15).

Из апостольского Послания ясно, что Тайная Вечеря совершалась ночью: в нощь, в нюже предан бываше, совершалась в воспоминание не только страданий, но и преславного Воскресения Христова. И мы знаем, что праздник Святой Пасхи есть как бы краеугольный камень литургического времени всего богослужебного года. Совершается Литургия на Пасху всегда ночью, как об этом и повествуется в Евангелии: зело рано... Святыми апостолами, по преданию, время совершения Евхаристии изначально было установлено с начала суток до полудни, и никогда Евхаристия не совершалась в другое время. Это было настолько очевидно, что не имело нужды в утверждении в письменном законодательстве.

СОЕДИНЕНИЕ ВЕЧЕРНИ С ЛИТУРГИЕЙ

В те дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, то, согласно Типикону, она совершается сразу после вечерни. Защитники «вечерних месс» утверждают, что раз вечерня должна служиться вечером, то и Литургия Преждеосвященных Даров должна быть также в вечернее время суток. Но этот «аргумент» не выдерживает даже маломальской критики. Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия - после полуночи (зело рано). Тем не менее, этот естественный временной ход защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров даже не рассматривают. Примечательно, что, согласно Типикону, вечерня переходит в Литургию не только в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, но и в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Также вечерня Великой Субботы соединяется с Литургией. Однако это ни в коей мере не означает, что в эти дни Литургия должна совершаться вечером.

УДОБСТВО ДЛЯ ПРИХОЖАН

Стараясь угодить своим последователям, латинская конфессия ввела множество новшеств: это и комфортные кресла в костелах, и сокращенные «богослужения» (до 30-40 мин.), чтобы «молящиеся» не утомились, и упраздненные и ослабленные посты (вкушение рыбы и даже птицы «великим постом»). В этом ряду стоит и вечерняя месса, которая также совершается якобы для удобства тех, кто не имеет возможности посетить утреннюю службу.

С появлением вечерних месс у католиков возникла проблема соблюдения поста перед «причастием». Сначала, чтобы «причаститься», они, как и наши «православные» приверженцы вечерних Литургий, ничего не вкушали весь день. Затем, в 1957 году папа Пий XII уменьшил «евхаристический пост» до трех часов, а в 1964 году он был сокращен папским орденом «XXI Mensis» до одного часа. На втором Ватиканском соборе эту практику узаконили, и по сей день она применяется у латинян. Думается, что в скором времени до такого же безобразия дойдут и «православные» любители всего католического.

ФИЛОКАТОЛИКИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Рассматривая феномен вечерних Литургий, я задался вопросом: почему это католическое новшество распространяется в православных приходах? Ответ оказался простым: причиной появления в нашей Церкви этой практики стала любовь некоторых иерархов XX века ко всему католическому. Экуменическое заблуждение о том, что Святая Церковь якобы разделилась и нуждается в соединении, привело их к стремлению реформировать нашу Православную Церковь, дабы иметь как можно меньше расхождений с «братьями»-католиками. Одним из основоположников вечерних Литургий в Русской Церкви был председатель Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС) (в 1960—1972 гг.) митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который присутствовал в качестве наблюдателя на втором Ватиканском соборе. Многие решения этого инославного собора по инициативе митрополита Никодима впоследствии нашли отражение в синодальных документах РПЦ МП (например, в постановлении 1969 г. о возможности причащения в православных храмах отпавших от Церкви Христовой католиков и «старообрядцев»).

В том же 1969 году Синод рассмотрел вопрос о вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров. По просьбе митрополита Никодима к Патриарху Русской Церкви обратились митрополит Сурожский Антоний (Блум), Патриарший Экзарх в Западной Европе, и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан (Кополович), Патриарший Экзарх в Северной и Южной Америке. Правящий Сурожской епархией митрополит Антоний с восторгом писал в своем письме, что уже год назад он совершил несколько Преждеосвященных Литургий в вечернее время суток, а архиепископ Ионафан поднял вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед Причастием на вечерней Литургии.

Изрядно расплывчатую «историческую справку» по вопросу Причащения Святых Таин натощак составил профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский. Очевидно, что его задачей было связать новшество с традицией, как это принято у обновленцев: ведь каждому новшеству необходимо найти основание в древности. Поэтому Николай Дмитриевич неуклюже попытался доказать, что Агапы и Евхаристия – близнецы-братья. И, по его убеждению, первоначально Литургия всегда совершалась вечером, а причащаться натощак все христиане стали якобы лишь в конце IV века. Вывод Успенского: пост перед Причастием должен длиться всего лишь «несколько часов», на усмотрение архиерея.

Интересен отзыв архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) на тему вечерних Литургий. Он не скрывает, что это новшество может вызвать возмущение среди верующих. «Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные Литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих, - пишет архиепископ. - Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых».

На основании высказываний вышеназванных архиереев и сомнительной «исторической справки» Н.Д. Успенского Священный Синод постановил: «Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной Литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным». Однако никто из архиереев того времени не стал вводить у себя вечерние Литургии. Эта практика на какое-то время прижилась(и снова возобновляется) лишь в храме Ленинградской духовной академии, а после внезапной смерти митрополита Никодима у ног папы римского, совсем исчезла. Думается, нынешнее ее возрождение напрямую связано с активизацией обновленческих сил в нашей Русской Православной Церкви.
Священник Владимир Романов





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.