главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

День первый и второй: Заседание «Всеправославного собора»


20 июня 2016 года начались заседания так называемого «Святого и Великого Собора Православной Церкви», одним фактом своего созыва, согласно святым отцам, являющегося апостасийным (прп. Нектарий Оптинский говорил: «Собора больше не будет. Вселенских Соборов было семь, как семь таинств, семь даров Святого Духа. Для нашего века полнота числа 7»). Итак, каковыми будут итоги этого экуменического мероприятия? Проследим его хронологию.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

20 июня 2016 года

Давайте заглянем на первое заседание собора (от 20.06.16), которое транслировалось греческими новостными каналами, и было выложено в Youtube.

Какие доклады прозвучали? О чем поведали миру организаторы и участники Собора?

Патриарх Константинопольский Варфоломей

После краткого приветствия всех присутствующих Предстоятелей Поместных Церквей и архиереев – членов Собора, патриарх Варфоломей подчеркнул особую заинтересованность в нынешнем Соборе не только православных христиан, но и представителей других религиозных учений и международных организаций, таких как «Всемирный совет церквей», представители которого находятся на Соборе: «С сегодняшнего дня взоры не только православных, но и многих других христиан и нехристиан и международных организаций находятся здесь, на Крите, и будут следить за нашими трудами. Я бы сказал, с особым интересом».

В ходе выступления патриарх Варфоломей призвал все Церкви к единомыслию: «Мы являемся одной Церковью, так давайте же не будем вести себя, как федерация Церквей».

На 7-й минуте доклада патриарх Варфоломей выразил горячую благодарность ересиарху папе Римскому за молитвы об успешном проведении Собора: «Его святейшество папа Римский вчера, во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы помолился об успехе наших трудов на Соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это».

Патриарх Варфоломей очень строго отозвался в адрес отказавшихся от участия в Соборе. Он напомнил случаи из церковной истории, сказав, что «те, кто не приняли решения Соборов, самоизолировались и превратились в еретиков [перевод с греч., сродни "маргиналов"]», и охарактеризовал «неприятным сюрпризом то, что в 12 час, то есть в последний момент, они вдруг отозвали свои подписи [под общим соглашением]».

Патриарх Варфоломей выразил надежду, что отсутствующие Церкви согласятся с решениями, которые будут приняты на Соборе и подпишут их.

Архиепископ Кипрский Хризостом

Архиепископ Кипрский Хризостом обратился ко всем с речью об особой роли патриарха Варфоломея в организации Собора: «Святейший патриарх придал форму и задал вектор многолетним стараниям, оставляя многократные, а нередко центробежные, тенденции ради эффективного и спасительного русла этих стараний. В мозаике приготовления и созыва Святого и Великого Собора каждая Церковь, каждый Предстоятель и каждый епископ занимают каждый свое место. Но в центре этой мозаики господствует огромная личность Святейшего патриарха Варфоломея. Это великий Человек в великий исторический час! Мы благодарим Вас, ваше Святейшество!

Исполнение мечты [о созыве этого Собора], мечты, в которой, словно в колыбели, пребывал православный народ Божий и питал свою надежду, радует каждого православного христианина и, в еще большей степени, нас, пастырей. Потому что [этот Собор] придает силу не только межправославным связям, но и демонстрирует заслуживающее доверия свидетельство Православной Церкви среди современных проблем, оказывающих гнетущее влияние на человека и мир».

Архиепископ Кипрский Хризостом отметил, что отсутствие делегаций некоторых Поместных Церквей не связано с содержанием предсоборных документов, а обусловлено «внутренними причинами» и проблемами взаимоотношений между Церквами: «Созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви, как бы не казалось это невероятным, является реальностью! Отсутствие некоторых Поместных Церквей не уменьшает значение Святого и Великого Собора. Как темы, так и тексты документов Собора уже обсуждались и единогласно были одобрены официальными представителями всех Поместных Православных Церквей и их Предстоятелями. То же самое касается и созыва Собора. Сегодняшнее отсутствие некоторых не имеет отношения к поставленным на повестку дня вопросам Собора и к сути обсуждений, но связано, по моему мнению, с проблемами взаимообщения [между Церквами] или c внутренними причинами конкретных Церквей… И не взирая на их отсутствие, мы можем сказать, что ныне они принадлежат к слушающим».

Несомненно, эти мнения Архиепископа являются самообманом, в который он пытается заставить поверить и остальных иерархов и предстоятелей Православных Церквей, рассчитывая на их поверхностность и неинформированность.

«Внутриправославные противоречия, вызванные этнофилетизмом, были, по моему мнению, первой причиной, по которой прошло столько времени в подготовке к этому Собору. Этнофилетизм является тем, что не оставило и наш Собор в вопросе об Автокефалии и Диптихов, а посему он также является причиной для  того, чтобы дать каноническое решение вопроса по Диаспоре. В нашу эпоху, когда национальные рамки упраздняются то там, то здесь, православные не только соморазделяются, но и сами делаются посмешищем, устанавливая национальную особенность для нашей экклезиологии и нашей церковной идентичности».

Кроме того, архиепископ Кипрский Хризостом осудил всех богословов, епископов и других лиц, высказавших критику предсоборных документов и предложивших внести в них соответствующие поправки, чтобы данные документы не противоречили святоотеческому учению нашей Церкви, назвав их «фундаменталистами» и «фанатиками»: «Группировки фундаменталистов, фанатики, среди которых есть и богословы, и епископы, и которые сегодня проявляют свою активность во всем православном мире, были еще одной серьезной причиной не только временной задержки созыва Собора, но и нависшей опасности отмены Святого и Великого Собора. Противодействие этих группировок любому сближению с другими, неправославными христианами косвенно влияло и на наши Поместные Соборы, на которых они предпринимали и предпринимают вносить безконечные поправки в текстах и в терминах документов, подготовленных Предсоборными Совещаниями. Мы не имеем иллюзий: для этих группировок мы все находимся в ереси и в апостасии, то есть являемся отступниками. Но эти явления не являются для Церкви новыми или никогда еще не случавшимися. Поле Церкви производит в том числе и плевелы, которые всевает враг. И в таком состоянии Церковь будет жить вплоть до скончания века».

Данные высказывания Блаженнейшего Хризостома не только лишены здравого богословского восприятия реальной церковной жизни, но они свидетельствуют о том, что Предстоятель апостольского происхождения Кипрской Церкви лишен столь необходимых знаний по истории Церкви, патристике. Этот, скажем, богословский дефицит, который накладывается на экспрессивный характер Блаженнейшего Архиепископа, не раз уже наносил вред Поместной Кипрской Церкви. Он особенно ярко проявился во время визита Римского папы Бенедикта на Кипр. Тогда, превышая свои канонические полномочия, Архиепископ, без всякого страха Божия и стеснения, заявлял о том, что «все несогласные с приездом папы и решением Церкви (а это было авторитарное решение Архиепископа), пусть уходят в другую Церковь». И теперь, на таком «ответственном и представительном мероприятии» тот же Архиепископ Кипрский фактически беззастенчиво клеймит здравую богословскую критику документов для «Всеправосланвого собора» и сам собор. Подобные высказывания Архиепископа делают его самого, увы, в глазах православной полноты фундаменталистом и фанатиком экуменизма.

Итак, высказывания иерархов, прозвучавшие в первый день Собора, свидетельствуют о следующем:

- молитвенник и благодетель Собора, которому, следуя словам патриарха Варфоломея, нужно быть благодарным – это папа Римский Франциск;

- заинтересованы в проведении Собора не только православные христиане, но и представители других религий, и Всемирный Совет Церквей;

- враги и противники Собора ─ это те православные иерархи и богословы, которые критиковали предсоборные документы и предлагали внести в них поправки, чтобы документы соответствовали святоотеческому учению нашей Церкви.

В этот же первый день работы, 20 июня 2016 года, так называемым «Святым и Великим Собором» на Крите был принят первый документ: «Миссия Православной Церкви в современном мире». В первоначальный вариант (одобренный всеми Предстоятелями Церквей 28 января 2016 года) были внесены небольшие поправки.

Будем следить за дальнейшим развитием событий и информировать вас.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

21 июня 2016 года

Проходящий на Крите церковный Собор, ранее планировавшийся как Всеправославный, но так им и не ставший, продолжает свою работу в Православной Духовной Академии Критской Церкви в Колимвари.

Во второй день работы Собора, 21 июня (позавчера, вторник), обсуждалась проблема православной церковной диаспоры, возникшей в условиях массовых миграций ХХ века на территории, которые не являются юрисдикцией Поместных Православных Церквей. В этих странах появились епископы и духовенство различных юрисдикций, возникла специфическая ситуация, вызванная сосуществованием в одном и том же городе православных епископов, которые принадлежат к различным Поместным Церквам.

Между Константинопольским и Антиохийским Патриархатами существует весьма острый конфликт, обусловленный наличием во Франции, Германии и Америки епископов обеих юрисдикций с одинаковыми титулами. Константинопольский патриарх Варфоломей не хочет, чтобы в диаспоре вообще существовали какие-либо юрисдикции, кроме его собственной. При этом проблему церковной диаспоры придется решать еще очень долго, так как любое определение по данному вопросу будет очень сложно принять из-за отсутствия делегаций Русской и Антиохийской Православных Церквей.

Представители Сербской Православной Церкви в ходе обсуждения темы церковной диаспоры отметили, что в отсутствие Поместных Церквей «с высокой дисперсией (досл. "рассеяние")» нельзя принимать решения по затрагивающему их интересы вопросу. Албанский Архиепископ Анастасий в своем выступлении, в свою очередь, подчеркнул: «Мы должны быть очень осторожными в том, что мы решим».

Сербская Православная Церковь пока не собирается покидать Собор. «Причин для этого нет, представители Сербской Православной Церкви удовлетворены тем, как идет Собор и как идут дискуссии», — сказал один из епископов.

Также стало известно, что в составе по крайней мере двух делегаций Поместных Церквей присутствуют женщины. Так, в число консультантов от Константинопольского Патриархата вошли игуменья Феоксения, настоятельница патриаршего ставропигиального монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хании (Крит), и Элизабет Продрому, профессор университета Тафтса (США).

В состав делегации Албанской Православной Церкви были включены монахиня Ракела Дервиши, Сонила Рембечи, в 2009—2013 гг. входившая в состав президиума Центрального совета Конференции европейских церквей, и сотрудница пресс-службы Албанской Православной Церкви Орфеа Бечи.

Источник: информационное агентство «Информ-Религия»






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.