главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Нужно ли уходить из РПЦ МП?: Ответы на актуальные вопросы


1. Может ли прошедший Собор называться и считаться святым?

Собор, прошедший июне 2016 года, назван Святым. Его полное название – Святой и Великий Собор Православной Церкви. Однако, во-первых, мы знаем, что в православной традиции святым признается собор только тогда, когда он принял соборные решения, не противоречащие Священному Писанию, Святоотеческому Преданию и предыдущим соборам. Несомненным постулатом и нравоучительным утверждением в этом контексте является фраза прп. Максима Исповедника: «Благочестие церковное признает святыми и истинными те соборы, на которых установлены верные догматы».

Кроме того, святыми прошедшие соборы всегда считались и именовались решениями последующих соборов. Не все соборы признавались святыми. Были соборы, которые остались в церковной истории «волчьими» и «разбойничьими».

2. Была ли вообще необходимость и потребность для Православной Церкви в созыве этого Собора?

Сам факт, что созыв этого Собора готовился почти сто лет, указывает на отсутствие «благословенной причины» или «настоятельной необходимости» для созыва Собора и на тот факт, что здесь преследуются совершенно иные, политические цели. Поскольку, если бы в нем была «настоятельная необходимость», например, в случаях появления какой-либо ереси, раскола или же других проявлений инакомыслия, это должно было сразу пресекаться в течение нескольких месяцев или лет, как всегда и происходило в вековой соборной православной традиции.

Кроме того, практически по всем вопросам, вынесенным на Собор, уже существуют решения предыдущих Соборов и святоотеческие мнения. А, во-вторых, по мнению богословов, Собор всегда занимается рассмотрением небольшого количества актуальных вопросов и тем, которые будоражат церковную жизнь, и не следует превращать Собор в специализированный факультет или исследовательский центр.

Такой точки зрения придерживались и об этом говорили великие святые и старцы нашего времени, например, преподобный Иустин (Попович) в своих записях и обращениях к верховному духовенству Сербской Церкви, и прп. Паисий Святогорец. Также на тему Святого и Великого Собора в своих обращениях к Патриарху Афинагору писал и блаженный старец, отец Филофей (Зервакос). Мы больше доверяем богопросвещенным святым, нежели мудрецам века сего с их человеческой ошибочной логикой.

3. Является ли этот Собор Восьмым Вселенским Собором?

Причиной, по которой он не получил официального названия «Вселенский», является несогласие с этим патриарха Варфоломея, который считает, что без католиков не может быть обезпечена представительность и полнота участвующих в Соборе Церквей для наименования Собора Вселенским. Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял конкретно и определенно, что этот Собор не может быть созван как Вселенский, не может быть охарактеризован как Вселенский, так как в нем не будут участвовать «христиане Запада». Дословно он сказал следующее: «Наблюдением по данному вопросу будет уточнение насчет сущности и природы предстоящего Святого и Великого Собора. Что касается самого названия Собора… выдвинуто предложение не характеризовать предстоящий Собор как Вселенский, по причине того, что не будут приглашены христиане Запада, как это было ранее во времена древней Церкви, когда созывался Вселенский Собор». Хотя ни одно из Предсоборных Совещаний не оправдывало название и характеристику предстоящего Собора как не Вселенского из-за отсутствия «христиан Запада».

4. Что говорят пророчества святых отцов о Восьмом Вселенском Соборе?

Что он будет «разбойничьим», или «волчьим». В пророчествах святых отцов ни разу не упоминается о каком-то будущем соборе с названием «Всеправославный» или. Но у всех одинаково говорится о «Восьмом Вселенском соборе». Вот, например, что говорит о нем прп. Кукша Одесский: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «Восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае».

На прошедшем Критском соборе еще не введены все те изменения в Церкви, о которых говорит прп. Кукша. Но стоит обратить внимание и запомнить, что вселенский Патриарх Варфоломей провозгласил, что Собор на прошедшем в июне этапе не завершил свою работу, и заседания Собора будут собираться и продолжатся в последующем (как, например, в предыдущих Соборах, которые длились порой не один год). Во время своей работы критский форум сформулировал предложение учредить Святой и Великий Собор в качестве регулярно действующего института.

5. Нужно ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

Нет, не нужно, ибо это опасно для Церкви. И этот ответ обосновывает святой – святитель Серафим (Соболев) в своем известном докладе на Соборе 1948 года.

6. Является ли участие в экуменическом движении добродетельным действием ко спасению душ или грехом?

Конечно, грехом.

7. Является ли экуменизм ересью?

Да, является, если под экуменизмом понимается единение с еретиками без их отказа от еретических заблуждений.

8. Является ли встреча Патриарха с папой в том формате, в котором она произошла 12 февраля 2016 года, дозволяемой канонами Православной Церкви?

Нет, не является. По 34-му Правилу Святых Апостолов патриарх как первый среди равных «ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух». В данном же случае, о встрече, как сообщили церковные СМИ, знали только пять человек. Встреча готовилась несколько лет, готовилась в тайне не только от народа Божия, но даже и от епископата.

За несколько дней до этой встречи состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви, но и от членов этого Собора вопрос о встрече содержался в тайне, и там архиереи не были проинформированы о встрече и, тем более, не дали своего одобрения на встречу с папой римским.

9. Канонично ли поступают те священнослужители, которые уже не поминают Патриарха?

Неканонично. Мало того, когда за непоминание Патриарха и епархиального архиерея такие священнослужители подпадают под запрет или другие прещения, они продолжают служить, литургисать, и даже кичатся этим публично. Это уже особое грубое нарушение канонов, после которого по Церковным правилам архиерей обязан такого нарушителя лишить сана! И даже лишить сана того, кто допустил до службы и разрешил сослужить находящемуся под запретом. По слову митрополита Иоанна (Снычева) со ссылкой на Церковные каноны запрещение в служении архиерея или священника ведет к тому, что таинства дерзнувших служить в запрещении не имеют благодати. Такие ревнители вызывают жалость и сострадание, а в разговоре часто обнаруживают безграмотность в каноническом праве и догматике. Вся их аргументация, в конечном счете, сводится к словам: «Я так чувствую. Я чувствую, что поступаю правильно». По святым отцам давно понятно, кто стоит за нашими чувствованиями, а из православной антропологии известно, кто управляет областью воли и чувств человека.

10. Можно ли считать факт встречи патриарха с папой ересью и не поминать его за богослужением, используя 15-е правило Двукратного собора?

Нет, ересью встреча не являлась, но сопровождалась нарушением канонов. Правило 15 говорит только о догматических нарушениях (о ереси) и его действие на канонические нарушения не распространяется (в 15-м правиле ничего не говорится о канонах). Поэтому факт и обстоятельства встречи Патриарха с папой не могут быть причиной непоминания Патриарха.

11. Можно ли после всего случившегося в 2016 году ходить в храмы РПЦ МП и участвовать в ее таинствах?

Можно и нужно. Никаких указаний на изменение строя церковной жизни не поступало, изменений в богослужения не внесли, папу римского поминать указа не было. Это наша Церковь, главой которой является Христос. Благодать в Церкви, где глава – Христос, есть и будет до скончания века. Однако можно прислушаться к призывам «голосовать ногами». Т. е. ходить в те храмы, где священнослужители разделяют мнения святых отцов, догматы и каноническое право Православной Церкви. И не ходить в храмы, где позиция священнослужителей противная этому.

12. Но ведь наступит время, когда будет предсказанное общее отступление, когда все или почти все архиереи отступят от чистоты Православной веры и будут гонения? Получается, что ни патриарха, ни архиереев поминать тогда нельзя будет уже в соответствии с церковными правилами?

Да, такое время нам предсказано даже в Священном Писании: Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин.16:2) . И у прп. Серафима Саровского есть всем известные жесткие слова о том, до какого состояния отступят архиереи. Но что нам еще известно об этом времени? У подвижников благочестия последних десятилетий есть пророчества о том, что при всеобщем отступлении останутся два или три архиерея (у других сказано, что несколько архиереев), которые не примут ереси и печати антихриста и сохранят верность православному учению. И это не будет тайной. Об этом они заявят во весь голос и обличат отступников. И, как во времена свт. Марка Ефесского, вокруг них соберутся верные, не смотря на гонения. И Церковь будет пребывать с этими архиереями. Такие пророчества полностью соответствуют учению Церкви. Ведь Церкви нет без епископа, и Глава Церкви Христос не оставит Своей Церкви без верных архиереев, как не оставил ее и во времена свт. Марка Ефесского.

13. Содержат ли ересь документы, подписанные архиереями на Архиерейском соборе РПЦ в феврале 2016 года? Каковы последствия этого подписания для Церкви?

Да, содержат догматические отступления в части церковной экклезиологии, т. е. ересь. Но, посмотрим, что это за документы? Это утвержденные решения и установления для нашей Церкви? Нет. Это только проекты документов июньского Собора. Наша Церковь вообще не участвовала в Критском соборе и проекты для нашей Церкви не превратились для нас в действующие документы. Также и после Собора до сего дня пока Синод РПЦ не утверждал эти проекты. Никаких последствий для нашей Церкви от факта подписания проектов не наступило: изменений в богослужения не внесено, никаких указаний и предписаний для изменения Церковного Устава, нравственного закона и духовной жизни не последовало. Папу римского поминать не надо, как после Ферраро-Флорентийского собора. А вот какие последствия наступят для подписавших проекты архиереев лично, стоит задуматься самим архиереям.

14. Нужно ли будет уходить из РПЦ и создавать другую параллельную церковную структуру в случае появления неоспоримой ереси в словах и деяниях Патриарха или епископата, открыто проповедуемой в Церкви?

Категорически, нет. Это – точно путь в вечную погибель. Это раскол, который не смывается даже мученической кровью, по слову апостола. Православная Церковь – это наша Церковь, за чистоту которой надо бороться, как боролись наши святые предки, мученики. А за ересь всегда еретики несли ответ перед Богом лично. Сама же Церковь остается святой, ибо глава Церкви – Христос Спаситель.

Ушел ли из Церкви свт. Марк Эффесский, когда все архиереи, кроме него, подписали унию с папой римским в XV веке? Нет. Он остался. Один. И Церковь, как говорят святые отцы Церкви, пребывала именно с ним. Вскоре вокруг него постепенно собралась церковная полнота и к нему пришли каяться отступники.

Ушел ли из Церкви прп. Иосиф Волоцкий, когда почти все и даже предстоятель Русской Церкви впали в страшную ересь? Нет, не ушел, а боролся за чистоту Церкви изнутри. Постепенно ушли еретики, с Божией помощью. Так и сейчас следует молиться и бороться по примеру святых. И пусть из Церкви уходят сами отступники и раскольники, все, впавшие в ересь и провоцирующие раскол. А мы останемся с верными пастырями и архипастырями и будем идти ко спасению так, как нам говорят наши вероучительные источники, как учит Святая Церковь.

Подготовил Михаил Теплов

Источник:«Русский календарь»






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.