главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Святой «Восьмого вселенского собора»


Как известно, в каждом Вселенском Соборе принимали участие те или иные святые. Так, на Первом Вселенском Соборе подвизались за веру святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Осия Кордубский, Александр и Афанасий Александрийские. На Втором отличился богоугодной ревностью святитель Григорий Богослов. Ключевую роль в борьбе против еретиков на Третьем Вселенском Соборе сыграл святитель Кирилл Александрийский… Прославляя их подвиги, наша Церковь отдельно празднует память святых каждого Вселенского Собора, а 18 / 31 мая чтит Отцов всех Семи Вселенских Соборов.

На непризнанных Церковью «разбойничьих» соборах также нередко присутствовали столпы веры и благочестия – Отцы, противостоявшие общему еретическому направлению этих собраний. Таким святым был святитель Флавиан Константинопольский, низложенный на знаменитом «разбойничьем» соборе 449 года за противодействие евтихианской ереси. Стоит упомянуть и святителя Марка Ефесского, единственного иерарха, устоявшего в истине Православия на еретическом Ферраро-Флорентийском соборе (объявленном католической лжецерковью «вселенским»), когда греческий епископат во главе с Патриархом Иосифом согласился на унию с Ватиканом.

Как уже сообщалось в нашем издании, по инициативе Константинопольского Патриарха-экумениста Варфоломея на 2016 год намечено проведение т. н. «Святого и Великого Собора Православной Церкви» (именуемого также «Всеправославным»), в котором будут участвовать представители всех Поместных Православных Церквей. Многие верующие справедливо опасаются, что на этом форуме могут быть утверждены неканоничные постановления, направленные на реформацию вековых церковных устоев, и собор таким образом станет еретическим «Восьмым вселенским», о котором пророчествовали святые и подвижники благочестия. Произойдет ли нечто подобное в действительности – покажет время, однако уже сейчас можно сказать, что у «Восьмого вселенского собора» есть свой Святой Отец, которому Господом были открыты судьбы Церкви, связанные с данным событием, – это преподобный Кукша Одесский. Обратимся к житию угодника Божия и посмотрим, почему же именно он удостоился такого важного откровения.

 

Преподобный Кукша (в миру – Косма) родился 12-го января 1875 года в селе Арбузовке Херсонского уезда Николаевской губернии, в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. Мать святого в юности мечтала поступить в монастырь, но родители благословили ее на замужество. Последовав родительской воле, Харитина стала просить Господа, чтобы Он наставил кого-либо из ее чад на монашеский путь. Господь внял ее молитвам и избрал для прохождения иноческого поприща Косму.

Мальчик с раннего возраста проявлял стремление к подвигам благочестия, которое со временем оформилось в устойчивое желание всецело посвятить свою жизнь служению Христу в монашеском чине. Он получил лишь начальное образование – умел читать и писать. Но малая ученость нисколько не препятствовала человеку Божию в духовном преуспеянии – напротив, простота веры, подобная апостольской, соделала его смиренную душу особенно восприимчивой к наставлениям старцев.

В 20-летнем возрасте Косма совершил первое паломничество на Святую Землю. А на обратном пути он побывал на Святой Горе Афон, и это богоизбранное место произвело на него неизгладимое впечатление. Спустя некоторое время, в 1896 году, с благословения родителей и киевского старца Ионы (ныне причисленного к лику святых) юноша уже навсегда покинул родительских дом, став послушником русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Такой выбор места подвигов свидетельствовал о стремлении Космы к древним формам монашеской жизни, сохранявшимся на Святой Горе со времен византийских Императоров.

Через год мать подвижника Харитина, отправившись в паломничество на Святую Землю, письменно испросила у монастырского начальства разрешения отпустить вместе с собой сына. Так Косма вторично побывал в Палестине. А в 1898 году святого вновь направили в Иерусалим на полтора года – на сей раз в порядке череды несения послушания на Гробе Господнем. Троекратное паломничество на Святую Землю, как и жительство на Афонской Горе, пребывающей под святительским омофором Вселенских Патриархов, несомненно, способствовали тому, что Косма соделался благодатным светильником не только для России, но и для всего мира, предвозвестив ему об опасности, связанной с «Восьмым вселенским собором».

При постриге в рясофор Косма был наречен Константином, а 23-го марта 1903 года при пострижении в мантию его назвали Ксенофонтом. Духовным наставником святого стал русский пустынник схимонах Мелхиседек, преуспевший в подвижнической жизни и стяжавший благодатные дары прозорливости и чудотворения. Он возвещал новоначальному монаху волю Божию, а Ксенофонт оказывал старцу повиновение, как Самому Господу, и путем послушания в сравнительно короткое время усвоил себе дух и добродетели своего аввы.

В 1912–1913 годах из-за имяславных споров, по инициативе Константинопольского Патриархата, опасавшегося усиления на Афоне русского влияния, множество монашествующих из России было выслано со Святой Горы на Родину. В их числе оказался и монах Ксенофонт, хотя он и не участвовал в прениях. Старец Мелхиседек, видя его скорбь, успокоил подвижника, удостоверив в том, что такова воля Божия, использовавшая человеческую злобу в целях Своего благого Промысла. «Богу угодно, чтобы ты жил в России, – там надо спасать людей», – сказал старец.

И действительно, Россия стояла на пороге Первой мировой войны, государственного переворота, гражданской войны и безбожных гонений, сопоставимых с мучениями христиан в первые века и эпоху Вселенских Соборов. В этих условиях наша страна и ее народ особенно нуждались в духоносных мужах, способных силой благодати Божией укрепить верующих для благодушного перенесения всех испытаний ради достижения Царствия Небесного.

Новым местом подвигов монаха Ксенофонта стала Киево-Печерская лавра. Во время Первой мировой войны десять месяцев он провел на послушании в санитарном поезде, курсировавшем между Киевом и Львовом, ухаживая за ранеными русскими воинами. После этого преподобный снова вернулся в лавру, где ему было поручено ответственное послушание в Дальних Пещерах: в его обязанности входило переоблачать мощи почивающих там угодников Божиих, возжигать перед ними лампадки, поддерживать в святом месте чистоту и порядок. Близость к этим освященным благодатью Святаго Духа источникам исцелений и чудес позволила отцу Ксенофонту испросить у Господа исполнения своих желаний, главным из которых было пострижение в великую схиму.

В 1917 году в Петрограде произошел большевистский переворот. На Киевской Руси начались нестроения, связанные с германской оккупацией, а затем длительным периодом «махновщины», когда местные сепаратисты попытались отделиться от России и создать независимое государство. Кризис в управлении страной отразился и на духовной жизни народа. В 1918 году под стенами Киево-Печерской лавры был убит имевший там резиденцию Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), ставший первомучеником русского епископата.

Затем Церковь поразила обновленческая смута, активно поддерживаемая богоборцами. Обновленцы провели в церковной жизни ряд реформ. Отказавшись от употребления церковно-славянского языка, они перевели богослужебные тексты на разговорный русский, а на Киевской Руси – на украинский язык, изобретенный незадолго перед этим галицийскими униатами. Также ими были приняты григорианский календарный стиль и Пасхалия, анафематствованные на Первом Вселенном и трех Константинопольских Соборах конца XVI века. Кроме того «живоцерковники» отступили от канонических норм, касавшихся православного брака: ввели двоебрачие для «духовенства» и женатый «епископат». Ими было заведено и стрижение волос и бороды у духовенства, так что обновленческие «священники» и «архиереи» стали походить на католических ксендзов и кардиналов. В захваченных этими вероотступниками храмах под предлогом возвращения к практике древней Церкви устранялись иконостасы, осуществлялись иные преобразования. Ко всему прочему обновленцы сделались яростными апологетами коммунизма и доносчиками ЧК-НКВД на православную иерархию, священнослужителей и верующих. Примечательно, что в то же время обновленчество возникло и в Константинопольском Патриархате. Причем «вселенские» обновленцы после захвата власти в Константинополе сразу же попытались наладить связь с московскими.

Вся братия Киево-Печерской лавры от настоятеля до послушника противостояла душепагубному обновленческому расколу. В августе 1922 года в Киеве по инициативе Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) прошло Совещание правящих епископов, посвященное данной проблеме. Была выработана общая позиция по вопросу обновленчества. В конце того же года начались аресты насельников лавры. В 1924 году вместе с группой монахов был заключен под стражу и настоятель обители архимандрит Климент (Жеретиенко), приговоренный затем к ссылке в Харьков. А в 1926 году новым лаврским настоятелем стал архимандрит Гермоген (Голубев) – ревнитель Православия, выдающийся аскет, блестящий проповедник, безкомпромиссный борец с обновленчеством. Лаврская братия была решительно настроена против каких-либо реформ и модернизации Православия и по мере сил противостояла «живоцерковникам». Пользовавшийся большим уважением за свою подвижническую жизнь монах Ксенофонт считался в монастыре столпом Православия, одним из наиболее твердых и решительных противников раскола. Будучи верным помощником настоятеля, он утверждал братию в святой ревности по вере. После закрытия лавры вместе с другими монахами преподобный перебрался в город и поселился на квартире.

В конце 1930-го – начале 1931 года Киев захлестнула волна массовых арестов монашествующих и духовенства. Среди арестантов оказался и бывший настоятель лавры архимандрит Гермоген. Отец Ксенофонт избежал той же участи лишь по причине тяжелой болезни. В виду угрожавшей его жизни смертельной опасности 8-го апреля, в Великую Среду, он был пострижен в схиму с именем Кукша в честь священномученика Кукши Киево-Печерского. Постриг, очевидно, совершил ныне причисленный к лику святых схиархиепископ Антоний (Абашидзе), благодатный старец, проживавший в лавре на покое и духовно окормлявший многих ее насельников.

 

В Великий Вторник, 3-го апреля 1934 года, в то время уже пожилой схимонах Кукша, по причине крайнего недостатка священнослужителей, большинство из которых было подвергнуто репрессиям, принял рукоположение в сан иеродиакона, а 3-го мая того же года – во иеромонаха. Святой служил в храме на Воскресенской Слободке. По завету своего старца в годы жесточайших гонений на Православие он «спасал людей».

В 1938 году последовал арест преподобного и приговор: «служитель культа Величко Косма Кириллович» был осужден на пять лет концлагерей в городе Вильма Молотовской области и три года ссылки в Соликамскую область.

В лагере отец Кукша получил из Киева от своего духовника схиархиепископа Антония посылку, в которой среди сухариков лежали 100 частиц запасных Святых Даров. Позже он вспоминал: «Но разве мог я один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения? Я сказал некоторым священникам, что получил Святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили „своих", чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять Святое Причастие. Мы сделали из полотенцев епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и надели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одной подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!»

Весной 1943 года отец Кукша был освобожден и направлен в ссылку в Соликамскую область, где поселился в деревне неподалеку от города Кунгура. С благословения правящего архиерея он совершал богослужения в соседнем селе. В 1947 году по окончании срока ссылки святой вернулся в Киево-Печерскую лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах. В это же время его благословили на старческое служение. Врагу спасения рода человеческого был невыносим подвиг старца в Киеве, и в 1951 году по требованию богоборцев его перевели в Почаевскую лавру.

В Почаеве преподобный исполнял послушание киотного у чудотворной «Почаевской» иконы Божией Матери, а также исповедовал народ. В течение трех лет он ежедневно служил раннюю Литургию в Пещерном храме; духовные чада видели его сослужащим с преподобным Иовом Почаевским.

В 1957 году отца Кукшу перевели в Свято-Иоанно-Богословский монастырь, а в 1960-м – в Одесскую Свято-Успенскую обитель. В Одессе прошли последние годы жизни святого; туда за советом, утешением и исцелением к нему стекалось огромное множество людей. И, видимо, именно тогда Господь открыл Своему избраннику о предстоящем «Восьмом вселенском соборе». В письме к духовным чадам преподобный Кукша наставлял: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой". Но это и будет тот самый „восьмой собор", который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится…» Известно также, что святой предупреждал о «Восьмом вселенском» и в беседах с верующими.

Иеросхимонах Кукша почил 11 / 24 декабря 1964 года, в день памяти преподобного Даниила Столпника, и был погребен на монастырском кладбище. Сразу же после кончины старца на его могиле начали совершаться исцеления. В 1994 году состоялось обретение его нетленных источавших благоухание мощей. Тогда же Украинской Православной Церковью Московского Патриархата он был прославлен в лике святых.

Итак, преподобный Кукша духовно окреп и возрос на Святой Земле и Горе Афон, сохранившей византийский церковный уклад. Подобно древним Отцам, он много потрудился в борьбе против ересей, в частности – против богопротивного обновленчества. Восемь лет преподобный страдал за Христа в лагерях и ссылке. Таким образом, всю жизнь Господь вел его к духовному совершенству, с высоты коего ему открылась грядущая страшная смута, связанная с «Восьмым вселенским собором», которая затронет всех православных христиан. Старец по своей любви предрек нам об этом, дабы грядущие испытания не постигли нас внезапно и мы смогли сохранить верность Господу Иисусу Христу и устоять в его святой Православной вере. Его молитвами да сподобит нас Господь в нынешние трудные времена не уклониться с пути спасения и достигнуть Царствия Небесного!

Максим Бойко

Источник: газета «Православный Крест»

Фото: Вид с колокольни Афонского Свято-Пантелеимонова русского монастыря

 






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.