главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Размышления о «Всероссийском совещании ревнителей чистоты Православия»


7 сентября с. г. в московском Центральном доме туриста состоялось «Всероссийское совещание ревнителей чистоты Православия», посвященное проблеме намеченного на 2016 год «Всеправославного собора». В мероприятии приняли участие клирики, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, видные ученые, юристы и общественные деятели. В зале присутствовали верующие из Молдавии, Белоруссии, Украины и Новороссии. Мы уже публиковали подготовленный редакцией ортодоксальной газеты «Православный Крест»обзор некоторых выступлений докладчиков. А сегодня хотим поделиться некоторыми размышлениями об организации этого мероприятия и его роли в деле противостояния попыткам реформации Церкви Христовой посредством «Восьмого вселенского собора».

 

Совещание ревнителей чистоты Православия, безусловно, стало новым этапом в борьбе православной общественности с возможной реформацией веры Христовой на предстоящем в 2016 году «Всеправославном соборе». По сравнению с прошедшим 12 апреля с. г. круглым столом, посвященным этой же теме, оно привлекло широкий круг участников и вывело обсуждение затронутых на нем тем на новый, более высокий уровень. Мероприятие позволило его докладчикам и участникам плодотворно обменяться мнениями по многим актуальным вопросам.

Наиболее кратко и емко сложившуюся в нашей Церкви и мире ситуацию выразил С.Н. Бабурин: «Сейчас решается вопрос быть или не быть Православию». Конечно, даже, если «Восьмой собор» состоится и на нем будут приняты решения о церковных реформах, Православие не исчезнет, ибо Господь обетовал: Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Если быть точным, сейчас решается вопрос, быть или не быть в Православии Русской Церкви и другим Поместным Церквям, сохранится ли возможность для спасения нас и наших ближних в бытовых условиях мира сего или же Церковь уцелеет лишь на отдельных «островках», таких как Святая Гора Афон – бастион православной святоотеческой традиции в обновленческом Константинопольском Патриархате.

Представляется, что эта тема, затронутая многими докладчиками, все же не была раскрыта в должной мере. Предложения всех выступавших относительно мер защиты Православия можно резюмировать следующим образом: молиться по соглашению, предпринять борьбу со своим страхом и трусостью, составить список сторонников «Восьмого собора» среди нашей иерархии для успешного противостояния им[1], обратиться к государственным властям с указанием на угрозы экуменизма для национальной безопасности страны. Вот, пожалуй, и все. Однако мы убеждены, что этому ключевому вопросу необходимо уделить более пристальное внимание.

Дважды в истории - в XV и в XIX веках – Русская Церковь и Россия уже оказывались в подобных опасных ситуациях. В XVвеку ересь жидовствующих грозила уничтожить нашу Церковь изнутри. Свт. Геннадий Новгородский и преп. Иосиф Волоцкий выступили тогда на защиту Православия. Их средствами борьбы стали молитва, пост и слово правды письменное и устное. В частности, преп. Иосиф рассылал письма верным архиереям, а также написал и распространил фундаментальный апологетический труд «Просветитель», в котором полно и всесторонне исследовал и опроверг ересь жидовствующих. Свт. Геннадий употребил еще свою архипастырскую власть, подвергнув еретиков суровому наказанию. С помощью Божией, святые угодники сумели одержать победу.

В же XIXвеке свт. Иннокентий Пензенский и архим. Фотий (Спасский) повторили их подвиг, выступив против масонской революции, угрожавшей как Церкви, так и государству. Коварству врагов свт. Иннокентий противопоставил слово правды и мужество в терпении гонений за обличение зла. Его ученик архим. Фотий свою борьбу также начал со слова. Он обличал ереси, расколы, секты и тайные общества в книгах, беседах, проповедях, наставлениях, письменных обращениях в органы светской и церковной власти. В своих письменных сочинениях на эту тему он раскрывал тайные планы врагов, узнавая их через преданных ему людей. Так, новгородский архимандрит разъяснял зловещие планы тайных обществ, приводя цитаты из изданных ими книг. Затем сборники цитат были представлены Императору. Кроме того он разрабатывал проекты правительственных документов, содержащих меры противодействия козням врагов. Перед аудиенциями подвижник ходил к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, прося помощи у Царицы Небесной. Идя по лестницам Зимнего дворца, он крестил себя и окружающее пространство на все стороны с целью отогнать «толпы сил вражиих, живущих здесь». Чтобы его борьба увенчалась успехом, он дал Богу обет построить храм. Когда ему предстояло объяснение с Царем из-за анафематствования приближенного к правителю кн. Голицына, гнавшего многих ревнителей Православия, он благословил братию своего монастыря поститься и молиться. И хотя на жизнь о. Фотия не раз совершались покушения и церковная иерархия первоначально его не поддерживала, но Господь сохранил Своего угодника и дал успех его борьбе, отодвинув революцию в России почти на 100 лет. Архим. Фотий дожил до дня Победы и построил в своей обители храм.

Итак, в числе средств, с помощью которых наши святые предки низлагали современные им ереси, можно отметить следующие:

  1. Духовные: твердое стояние в Православной вере без уклонения в ересь или раскол, молитва, в том числе и перед чудотворными иконами; пост, в критических случаях - соборный; служение продолжительное время Литургий, проповеди, беседы, обращения, написание книг, апологетических сборников с анализом лжеучений, построение храма во исполнение обета перед Богом, крестное знамение, исповедническая решимость претерпеть все гонения за правое дело.
  2. Материальные: разведка планов и действий врагов через преданных людей, обращения к органам власти.

Все указанные средства было бы полезно употребить и нам в нашей борьбе за Православие.

  1. К этому можно добавить и опыт борьбы современных отцов и братий – продолжение проведения конференций и совещаний, издание книг, брошюр, аудиопередач и видеофильмов, посвященных теме предстоящего собора и отдельным пунктам его повестки.

Напомним намеченные для обсуждения на соборе темы:

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.

2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.

3. Процедура признания статуса церковной автономии.

4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.

5. Установление общего календаря праздников.

6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.

7. Вопрос поста в современном мире.

8. Связь с другими христианскими конфессиями.

9. Экуменическое движение.

10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

По нашему мнению, потенциал совещания был реализован не в полной мере, впрочем, не по вине организаторов, но, скорее, по немощи человеческой, недостатку времени и информации. На форуме была всесторонне раскрыта тема вреда ереси экуменизма, но с ней непосредственно связаны лишь две из 10 тем соборного каталога (8 и 9). Прочие же темы, к сожалению, остались за рамками внимания участников собрания. Поэтому хочется надеяться, что рассмотрением всех этих вопросов займется новый форум, посвященный проблеме «Восьмого вселенского собора».

Итак, состоявшееся Совещание может стать хорошим началом обсуждения проблемы предстоящего антисобора, череды православных мероприятий, на которых, даст Бог, со временем удастся выработать достойный ответ всем внешним и внутренним врагам Церкви, поставившим ее в условия, когда решается вопрос, устоят ли отдельные Патриархаты в чистоте Православия или же пополнят возглавляемый Ватиканом список еретиков, раскольников и отступников.

Василий Подковырин, по статье священника Александра Фокина (http://www.rusfront.ru/8173-vserossiyskoe-soveschanie-revniteley-chistoty-pravoslaviya-kommentariy-svyaschennika.html), специально для сайта «Восьмой вселенский»



[1] Было бы полезно выявить и составить список провокаторов, пытавшихся сорвать выступления отдельных докладчиков на Совещании, и впредь не пускать их в зал, где будут проходить православно-патриотические мероприятия.






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.