главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Почему православному христианину нельзя быть экуменистом (основание одиннадцатое, ч.2)


Смотри: начало; осн.1; осн.2: ч.1, ч.2ч.3осн.3осн.4осн.5 осн.6 осн.7;  осн.8: ч.1, ч.2, ч.3
осн.9: ч.1ч.2, ч.3 ч.4осн.10: ч.1ч.2осн.3осн.11: ч.1


ОСНОВАНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ: 
ЭКУМЕНИЗМ НОСИТ ЯВНО БОГООТСТУПНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. 
ЧЕРЕЗ ЯКОБЫ МАЛЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ ОН ВЕДЕТ К 
ОТСТУПЛЕНИЯМ БОЛЕЕ СТРАШНЫМ. ВЫНУЖДАЯ ПРАВОСЛАВНУЮ
ЦЕРКОВЬ КАЯТЬСЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, ВСЦ 
ОБВИНЯЕТ ЕЕ В ГРЕХАХ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ОНА НЕ МОЖЕТ
ИМЕТЬ, И ТЕМ САМЫМ ОТРИЦАЕТ ЕЕ СВОЙСТВО «СТОЛПА И 
УТВЕРЖДЕНИЯ ИСТИНЫ»

Б) МАЛЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ
ВЕДУТ КО ВСЕ БОЛЬШИМ

Подчас можно услышать возражение, что задуманное экуменическим движением объединение всех вер в одну универсальную «церковь» не исполнимо, поскольку в большинстве своем современные «православные» его участники якобы стоят за сохранение догматов и не отступают от них. Такой аргумент, однако, не утешителен и не послужит экуменистам оправданием на праведном Суде Божием. Диавол хитер. Если окончательное отступление еще не свершилось, то оно непременно произойдет в будущем, при молодом поколении «православных» экуменистов. Глядя на генеральные ассамблеи ВСЦ, особенно последние, понимаешь, как быстро развиваются события. Зло становится все более дерзким, и соучастник беззаконий нынешних экуменистов готовит почву для триумфа будущих, еще более мерзких, вероотступников.

Приведем пример из Священного Писания. Святой апостол Павел, описывая антихриста как «человека греха, противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею» (см.: 2 Фес. 2, 3–4), подчеркивает, что этот ожидаемый антихрист в полной мере проявит себя как таковой непосредственно перед концом мира (см.: Там же, 8). А святой апостол Иоанн Богослов пишет о современных ему антихристах, менее значимых последнего, должного прийти, но являющихся его предтечами, прокладывающими ему путь. По словам апостола, эти хитрые обольстители якобы проповедуют Христа, но искажают истину. Они познаются по тому, что покинули истинную Церковь, чтобы подрывать и разрушать ее (см.: 1 Ин. 2, 18–19). Но разве можно утверждать, что предтечи антихриста совершенно не опасны и лишь он сам окажется «сыном погибели» (см.: 2 Фес. 2, 3)?!

Таким образом, наша ответственность за малейшие отступления, которыми мы помогаем экуменизму в достижении его злых целей, будет ничуть не меньше ответственности грядущих поколений «православных» экуменистов, при которых завершится строительство «церкви лукавнующих» (см.: Пс. 25, 5), «сборища злонамеренных» на основах, заложенных нынешними участниками экуменического движения.

Сопоставление написанного «православными» экуменистами около 30-ти лет назад с тем, что сегодня утверждают продолжатели их дела, показывает, какими ужасающими темпами идет процесс отступления.

Так, в декларации, составленной «православными» участниками на т. н. «Эванстонской встрече» (1954 г.), говорится: «Вся христианская вера едина и неделима. Потому нельзя принимать лишь некоторые части вероучения <...>. С православной точки зрения восстановление единства Церкви, составляющее цель стремлений ВСЦ (экуменической организации „Всемирный совет церквей“ – примеч. ред.), может быть достигнуто лишь на основе целостного вероучения прежней нераздельной Церкви без всяких сокращений и изменений <...>. В вере нет места для соглашательства!» (К. З. Исторический путь экуменизма // Вестник русского западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1955. № 23. С. 218). Таким образом, согласно этой декларации, вероучение неприкосновенно.

Но уже через 16 лет профессор догматического богословия Ленинградской Духовной академии протоиерей Ливерий Воронов в своем докладе на Международной конференции православных богословов в Бруклине (США) заявил, что назревающее в Православии «аджорнаменто» (обновление) «должно коснуться и самой чувствительной области – области вероучения и догматики, где принято всячески подчеркивать неизменность и неприкосновенность, где принято избегать выражения „развитие“ и где, наконец, принято a priori исключать всякую мысль о возможности действовать по принципу икономии» (Проф. прот. Л. Воронов. Единство и разнообразие в православной традиции // ЖМП. 1970. № 10. С. 72).

Под влиянием экуменического духа современные «православные» экуменисты дошли до того, что считают, будто запечатленная раз и навсегда Вселенскими Соборами область вероучения подлежит пересмотру ради сближения с инославными (пока лишь во внешне выраженной стороне догматических формулировок). Убежденность в недопустимости оппортунистского соглашательства в вере постепенно сменяется мыслью о возможности поступать по принципу икономии, которым дерзко злоупотребляют. А это означает, во-первых, конфликт со Вселенскими Соборами, не допускающими никаких изменений в неприкосновенной области вероучения (см.: 1-е правило Шестого Вселенского Собора), и, во-вторых, противоречие со Святыми Отцами, полностью исключавшими принцип икономии из догматической сферы. Святитель Марк Ефесский, на Флорентийском соборе высоко державший знамя безкомпромиссного Православия, заявил: «Дела веры не допускают икономии. Это все равно что сказать: „Отсеки себе голову, а потом иди, куда хочешь!“» (Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. 1963. С. 226).

В Эванстонской декларации объявляется недопустимым «разделение вероучения на существенные и несущественные части» (К. З. Указ. статья в указ. журнале. С. 218). А протоиерей Ливерий Воронов провозглашает уже «отделение вселенски обязательных догматов (necessaria) от прочих истин вероучения», относимых им к разряду «сомнительных» (dubia) (!), и откровенно говорит о «второстепенных вопросах веры» (Проф. прот. Л. Воронов. Указ. статья в указ. журнале. С. 73).

В декларации написано: «Мы не можем согласиться, что Святый Дух говорит нам только через Священное Писание. Святый Дух пребывает во всей жизни и всем опыте Церкви и свидетельствует через них. Священное Писание дано нам как часть Апостольского Предания, в котором нам даровано правильное толкование и объяснение слова Божия. В верности Апостольскому Преданию гарантия реальности и непрерывности Единства Церкви» (К. З. Указ. статья в указ. журнале. С. 218–219). А протоиерей Воронов в цитируемой статье стремится подорвать веру в Священное Предание, представляя его «разнообразным» и подлежащим пересмотру и переоценке. «Такой пересмотр, – пишет он, – не должен, конечно, становиться вызовом общецерковному сознанию. Он должен совершаться в духе смиренного осознания необходимости соборным разумением устранить те исторически возникшие неточности или преувеличения в методах или результатах богословствования, которые, быть может, сослужив полезную службу делу защиты Православия в прошлом, становятся ныне своего рода помехами на пути к осуществлению Церковью ее великой просветительной миссии в мире» (Проф. прот. Л. Воронов. Указ. статья в указ. журнале. С. 72).

Последняя фраза, дословно повторенная Ленинградским митрополитом Никодимом (Ротовым) в его речи на открытии православно-реформатского собеседования в Дебрецене (Венгрия) 18 сентября 1972 года (см.: Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский. Предание и современность // ЖМП. 1972. № 12. С. 58), самым безцеремонным образом пытается перечеркнуть результаты благодатной святоотеческой богословской деятельности по объяснению истин Православия, относя ее к «прошлому» и диалектически превращая в «помеху» для деятельности Церкви в настоящий период экуменических компромиссов. С помощью такого метода можно отречься от всех догматических и канонических постановлений Вселенских Соборов, прошедших в далеком прошлом, и забыть, что выраженная ими истина Господня пребывает во век (Пс. 116, 2).

Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

Перевод с болгарского языка
Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию: 
СПб., 1992. Текст сверен 
с изданием: София, 1998; 
исправлен и дополнен редакцией 
«Православного Креста»

Продолжение следует

Источник: газета «Православный крест»





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.