главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Как вор о честности и блудница о целомудрии, так папа римский призывает к кротости и смирению



К великому сожалению, одним из свойств нашего времени стало широкое распространение различного рода обмана и подделок. Подделываются деньги, золото, машины, продукты питания и проч., и проч.

Но более всего опасно то, что это явление наблюдается не только в материальном мире, но и в сфере духовно-нравственной жизни. Правда, лукавый во все времена был «отцом лжи». Еще святой апостол Павел предупреждал христиан: Сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. 11, 14–15). Однако сегодня, при повсеместном умалении людей, искусных в духовной жизни, и основательных знаний о ней в широких слоях общества, духовные обман и подделка приобрели благоприятную питательную среду и распространились, как никогда.

За примерами далеко ходить не надо. Приведем одну из новостей на интернет-портале «Седмица.ру».

23 ноября 2017 г. на аудиенции в Ватикане папа римский Франциск встретился с францисканцами. «Откройте ваши сердца и обнимите прокаженных нашего времени», – призвал папа представителей францисканских первого и третьего регулярных орденов. На встрече присутствовали 400 монахов. Она прошла в Клементинской зале Апостольского дворца, сообщили в пресс-службе Ватикана.

«Пусть все будут одинаково меньшими», – процитировал папа римский слова Франциска Ассизского из правил Ордена меньших братьев, установленных в 1221 г. Быть «меньшими» – это не вторичное, а фундаментальное для жизни и миссии духовных последователей св. Франциска Ассизского, отметил первый в истории католической церкви папа, принявший имя этого лжесвятого.

Понтифик призвал своих гостей в первую очередь становиться меньшими в отношениях с Богом. Надо быть, как дети: быть покорными и иметь доверие, как евангельский мытарь, который глубоко осознавал свою греховность, сказал папа Франциск францисканцам: «Будьте внимательны к духовной гордыне, фарисейской гордыне: она хуже тщетности».

Папа призвал францисканцев всегда благодарить Бога за то, что они получают в жизни. «Признательность должна проявляться в прославлении Господа и в жизни, согласной с евангельской логикой дара, которая подталкивает нас победить себя и выйти навстречу другим, чтобы принять их в нашу жизнь», – сказал понтифик.

Второй совет папы римского касался важности бытия «меньшими» в отношениях с братьями, то есть избегать любых проявлений превосходства, искоренить в себе поверхностные суждения о других и перестать плохо говорить о братьях за их спиной. Понтифик также призвал отринуть соблазн использования власти для подчинения других, не «заставлять братьев платить за содеянное нами и не воспринимать их служение для нас как нечто должное». Он также убеждал францисканцев не гневаться и не возмущаться по причине греховности брата.

Папа римский увещевал последователей духовности Франциска, когда они делают что-то для самых малых, отверженных и последних, никогда не делать этого «с пьедестала превосходства». «Лучше воспринимайте сделанное для них как возвращение того, что вы безвозмездно получили», – сказал папа.

Если в двух словах выразить смысл наставлений Франциска францисканцам, то он призвал их к борьбе с гордостью и к приобретению кротости и смирения. Вроде бы, все по Евангелию: и Глава Церкви Господь наш Иисус Христос говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Но в чем же обман, в чем ложь, в чем подделка?

Преподобный Иоанн Лествичник учит:«Невозможно пламени происходить от снега, – еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным» (Лествица. Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве).

Ту же истину, только иными словами, рассматривает преподобномученик Петр Дамаскин: «Все упомянутое нами (добродетели) с начала слова без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел. И о вере и делах написали многие из Святых Отцов, я же для напоминания скажу вкратце, что дела мы должны иметь написанными, каждый в своем порядке, веру же православную, такую, какую мы приняли от прежде упомянутых Святых, чтобы с ними и нам получить вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа» (Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина. Кн. 1).

Ересь является проявлением гордости. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Отличительное свойство падших духов – гордость; отличительное свойство и еретиков – гордость» (Понятие о ереси и расколе).

По словам того же святителя, ересь «есть прикровенное отвержение Христианства. Когда человеки начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них Христианство, но и заменил его богохульством <…>. То же усиливается совершить папизм; так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. <…> Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесткого презрения к человекам и ненависти к ним».

Поэтому проповедь о кротости и смирении из уст папы – все равно что поучение о честности от вора или поучение о целомудрии от блудницы.

Однако путь к этим добродетелям, как и ко всем прочим, – путь к душевному спасению и христианскому совершенству, открыт для каждого человека: через покаяние, восприятие веры истинной и жизнь в согласии с нею посредством руководства и Таинств Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Михаил Теплов

Источник: газета «Дух христианина»





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.