главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

Почему православному нельзя быть экуменистом (основание 14-е, ч.2)


Смотри: начало; осн.1; осн.2: ч.1, ч.2ч.3осн.3осн.4осн.5 осн.6 осн.7
осн.8: ч.1, ч.2, ч.3осн.9: ч.1ч.2, ч.3 ч.4осн.10: ч.1ч.2осн.3осн.11: ч.1ч.2ч.3;
осн.12ч.1ч.2ч.3;  осн.13осн.14ч.1


ЧАСТЬ II:
АНТИХРИСТИАНСКАЯ
СУЩНОСТЬ ЭКУМЕНИЗМА

ЦЕЛЬ ЭКУМЕНИЗМА – ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ РЕЛИГИЙ
В ОДНУ АНТИХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ. ПРОПОВЕДУЯ «ЛЮБОВЬ»,
ОН ГРЕШИТ И ПРОТИВ ИСТИНЫ, И ПРОТИВ ЛЮБВИ, 
А С ПОМОЩЬЮ ЭКУМЕНИЧЕСКИХ ПЕРЕВОДОВ БИБЛИИ 
ПОДРЫВАЕТ В ЛЮДЯХ ВЕРУ ВО ХРИСТА

Б) «ПРАВОСЛАВНЫЙ» ВКЛАД В НИВЕЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИЙ

В 1969 году бывший генеральный секретарь ВСЦ Виссерт-Хуфт писал, что экуменизм не является нивелирующим движением. Однако если принять во внимание вышеуказанные факты, на самом деле это именно так. К сожалению, в последнее время немыслимой для православного сознания нивелирующей тенденции придерживаются и «православные» богословы-экуменисты. Печальный пример – доклад профессора догматического богословия протоиерея Ливерия Воронова о святом Таинстве Крещения, произнесенный им на собеседовании с евангелико-лютеранскими «богословами» в Ленинграде (в сентябре 1969 г.) и напечатанный в «Журнале Московской Патриархии» (1970. № 5. С. 72–77).

После верного святоотеческого изъяснения Таинства Крещения как «двери в Церковь» и «единственного способа вчленения в тело Христовой Церкви», автор, в угоду модной экуменической идеологии, в конце доклада делает совершенно нелогичный вывод о том, что якобы и без Крещения можно иметь «внутреннюю близость к любвеобильному сердцу Небесного Отца». При этом он противоречит сам себе, т. к. ранее пишет: «Святые Отцы твердо противостояли попыткам утвердить в качестве церковного учения разного рода снисходительные мнения о возможности спасения помимо Крещения» и цитирует блаженного Августина: «Никакого вечного спасения, помимо Крещения Христова, пусть не обещается младенцам. Не обещается оно им и Священным Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким рассуждениям человеческим» («О грехе»). И вдруг, вопреки сказанному, профессор догматики заявляет: «Принято считать, что Христос, являющий Себя в Церкви Искупителем, Посредником воссоединения людей с Богом и Полнотою всяких благ, пребывает вне Церкви лишь как Владыка и Промыслитель твари <...>. Однако, быть может, будет более справедливым сказать, что Христос – Спаситель всех человеков (см.: 1 Тим. 4, 10), что, будучи Главой Церкви, Он действует и явно, и сокровенно в душах всех людей, ради спасения коих Он пришел на землю (см.: Там же. 2, 4), и, следовательно, Церковь, как Его тело, простирает свое действие, в той или иной степени, на все человечество. Все человечество принадлежит Христу-Спасителю и Его Церкви, правда не в традиционном смысле, который связывает с понятием „принадлежности“ к Церкви преимущественно наличие у ее членов определенных прав и обязанностей, а в смысле внутренней близости к любвеобильному сердцу Небесного Отца – Творца, Промыслителя и Спасителя мира и в смысле распространения на всех детей Божиих – близких и дальних (см.: Еф. 2, 17), счастливых и несчастных – материнской заботы Церкви Христовой» (Воронов Л., прот. Крещение и принадлежность к Церкви. Взгляд на состояние некрещеного человека // ЖМП. 1970. № 5. С. 77).

Однако ленинградский догматист ложно трактует священный текст Послания великого апостола язычников. Когда апостол говорит, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, то добавляет: а наипаче верных (1 Тим. 4, 10). Протоиерей Воронов опускает последние слова, т. к. они не дают ему возможности придать всему предложению экуменический смысл.

Святитель Феофан Затворник, истинный православный богослов, на основании творений Святых Отцов так толкует данный текст из апостольского Послания: «Бог есть Спаситель всех человеков, потому что „всем человеком хощет спастися и в разум истины приити“ (1 Тим. 2, 4), – и не только хочет спасения всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый и всегда сильный спасти всякого, кто захочет воспользоваться им. Но почему Он есть Спаситель „наипаче верных“? – Потому что <...> на деле спасаются только верные, т. е. только уверовавшие в благовестие и по принятии благодати живущие в духе веры. Так что Бог, и всегда желающий и всегда сильный спасти всех, в действительности Спаситель есть только верных. „Наипаче“ (по-гречески – „μαλστα“) значит и: „так“, „именно так“. Потому „наипаче верных“ можно перевести: „именно верных“. <...> Прибавить же сие „именно верных“ нужно было святому Павлу, потому что писал об уповании жизни вечной, которой неверные не могут быть причастны. „Бог здесь есть всех Спаситель, а там – не всех, но только достойных быть спасенными“» (Еп. Феофан. Толкование пастырских Посланий св. ап. Павла. 2-е изд. М., 1894. С. 243–244).
Желание отца Воронова (речь идет о профессоре догматического богословия протоиерее Ливерии Воронове и его докладе о святом Таинстве Крещения, произнесенном им на собеседовании с евангелико-лютеранскими «богословами» в Ленинграде в сентябре 1969 г. (ЖМП. 1970. № 5. С. 72–77). – Примеч. ред.) видеть в овчарне Христовой все человечество – и некрещеных, и нехристиан как имеющих «внутреннюю близость к любвеобильному сердцу Небесного Отца», – разбивается о святоотеческое убеждение, что без Крещения нельзя войти в Царство Небесное (см.: Ин. 3, 5) и, следовательно, иметь «внутреннюю близость» к Богу (см.: Еф. 2, 18), а также что Крещение водою и Духом есть «единственный способ вчленения в тело Церкви Христовой», как пишет сам профессор. Как могут пользоваться материнской заботой Христовой Церкви и крещенные, и некрещеные, – и близкие, и дальние (под ними о. Воронов подразумевает оставшихся некрещеными!), если Сам Спаситель сказал: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16)?

Под «близкими и дальними» (см.: Еф. 2, 17) святой апостол Павел понимает соответственно иудеев и язычников: иудеи были близки по причине данных им Богом заветов и обетований, а язычники далеки – как отдаленные от истинной веры и обетований (Еп. Феофан. Толкование Послания св. ап. Павла Ефесеям. 2-е изд. М., 1894. С. 182–183). Однако эти «близкие» и «дальние» как только примут Единого Господа, единую веру, едино Крещение (см.: Еф. 4, 5), делаются едино во Христе, через Которого и те, и другие обретают доступ к Отцу, в одном Духе (см.: Там же. 2, 18). Но как близость не есть гарантия спасения, если какой-либо «близкий» удалится от Бога, так и дальность не есть препятствие для спасения «дальних», если они уверуют в апостольскую проповедь и примут Крещение водою и Духом Святым. Получив Дух Христов (см.: Рим. 8, 9), эти «дальние» делаются близкими, «присными Богу» (см.: Еф. 2, 19). Апостол Павел пишет уверовавшим язычникам: А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою (Еф. 2, 13).

Но отец Воронов под «дальними» понимает не язычников, которые, став христианами, соделались близкими, а язычников, которые, не переходя в христианство и, следовательно, будучи далекими, тем не менее, по его мнению, могут радоваться «внутренней близости к сердцу Отца Небесного». Такое мнение неверно, поскольку противоречит и Священному Писанию, и святоотеческой традиции. Святой апостол Петр в конце своей речи в день первой христианской Пятидесятницы говорит иудеям: Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2, 39). Таким образом, апостол относит и к язычникам Божие обетование о спасении, ограничивая его, однако, условным выражением, которое указывает на свободный выбор, предлагаемый Богом человеческой воле в деле спасения (см.: Мф. 22, 14), ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, «быть близко или далеко зависит единственно от свободы» (Свт. Иоанн Златоуст. V-я беседа на послание к Ефесянам).

Итак, хотя Божие обетование о спасении относится ко всем человекам, но его благодатными плодами будут пользоваться лишь те, которые добровольно отзовутся на Божий призыв, покаявшись и приняв Крещение, к чему и призывает святой апостол Петр словами: Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов (Деян. 2, 38).

Следовательно, по православному Богооткровенному учению тот, кто не получил Духа Христова, не может быть близким Господу (см.: Рим. 8, 9). Он остается дальним, исключенным из Церкви Христовой, отчужденным от благодатного общения в вере и лишенным возможности вечного спасения (см.: Еф. 2, 12). Таковы не только язычники и иноверцы, но и еретики, которые отвернулись от истины.

«Почему не все спасены и не все спасаются? – спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает, – потому, что Бог, хотящий всем спастись, не всемогущею Своею силою соделывает спасение их, но, устроив и предложив всем дивный и единственный образ спасения, хочет, чтобы все спаслись, самоохотно приступая к сему образу спасения и разумно пользуясь им. Поэтому апостол сказал: „Бог, Спаситель наш, хощет всем спастись“, и прибавил: „и в разум истины приити“ (1 Тим. 2, 4) – прийти в познание истины, в последнем полагая условие первого. Прийти в познание какой истины? – Именно веры в Него, – веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе (см.: Деян. 4, 12)» (Еп. Феофан. Толкование пастырских Посланий св. ап. Павла. 2-е изд. М., 1894. С. 243–244).

Ныне же на экуменической почве делаются попытки объединить верных с неверными, не считаясь с Богооткровенной истиной и не требуя смиренной ей покорности (см.: Деян. 6, 7; Рим. 16, 19). Рассмотренная статья-доклад профессора протоиерея Л. Воронова – пример гибельного влияния, которое оказывает экуменический дух времени на труды православных богословов.

 Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

Перевод с болгарского языка
Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию: 
СПб., 1992. Текст сверен 
с изданием: София, 1998; 
исправлен и дополнен редакцией 
«Православного Креста»

Продолжение следует

Источник: газета «Православный крест»






© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.