главнаяпророчестваэкуменизмкалендарный вопросбогослужебный язык

«Патриарх Филарет» обратился к епископату РПЦ об отмене анафемы и признании автокефалии



Как мы сообщали, одной из важнейших новостей за последний месяц стало обращение Михаила Денисенко к Патриарху Кириллу и епископату РПЦ. 

1 декабря 2017 года, в перерыве между заседаниями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в пресс-центре Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и председатель Синодального информационного отдела Украинской Православной Церквиархиепископ Ирпенский Климент ответили на вопросы корреспондентов средств массовой информации на эту тему, сообщила Информационная служба Архиерейского Собора. 

Митрополит Иларион уточнил, что обращение было привезено посланцами бывшего митрополита Филарета. «Вопреки тем утверждениям, которые сейчас делаются в Киеве, это была не наша инициатива, а инициатива представителей самого автора письма, – констатировал владыка Иларион. – Они обратились к нам сначала через своих представителей в Америке, потом уже напрямую». 

«Я с ними встретился. Письмо было передано, и поскольку оно адресовано не только Святейшему Патриарху Кириллу, но и всему епископату Русской Православной Церкви, естественно, что оно было зачитано на Архиерейском Соборе, – отметил председатель ОВЦС, подчеркнув, что реакцией на это письмо и стало Определение Архиерейского Собора «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета». 

В Определении, в частности, говорится: 

   «Архиерейский Собор заслушал письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви от 16 ноября 2017 года. 

   В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене „всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами". Письмо завершается словами: „Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем". 

   Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. 

   В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении „О единстве Церкви" одобрил усилия Украинской Православной Церкви по преодолению раскола посредством диалога, в основе которого „лежат верность каноническому преданию Церкви и стремление возвратить в церковное общение отделившихся от спасительного единства". 

   В Обращении Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2010 года к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, сказано: „Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет". 

   После горестных двадцати пяти лет раздоров, насилия, взаимной неприязни, обид и нестроений, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства. 

   Сегодняшний долг и тех, кто пребывает в Церкви, и тех, кто стремится к воссоединению с нею – в ежечасном подвиге взаимной любви и самоотречения, дабы преодолевать многолетнее отчуждение, уповая на милосердие и благость Господа и Бога нашего Иисуса Христа, средостение вражды разрушившего. Решительный отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упреков, взаимное прощение друг другу старых обид – вот те целебные средства самопожертвования и любви о Христе, которыми только и может быть восстановлено единство канонической Церкви на Украине. 

   Для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения, Собор учреждает комиссию…» 

Неосведомленным читателям необходимо хотя бы кратко сообщить основные вехи биографии Михаила Денисенко. Приведем справку ресурса dvagrada.ru. 

Михаил Денисенко родился в 1929 году. Агент КГБ «Антонов». Бывший архиерей Православной Церкви, извергнут из сана 11 июня 1992 года, анафематствован 21 февраля 1997 года. 

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. 

В 1948 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию. В 1952 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. 

В 1952 году назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. В августе 1956 года определен инспектором Саратовской духовной семинарии. С 1957 года – инспектор Киевской духовной семинарии. 12 июля 1958 года назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. 

С 22 декабря 1964 года ректор Московской духовной академии и семинарии. 

1 января 1950 года пострижен в монашество. 

15 января 1950 года Патриархом Алексием I был рукоположен в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположен во иеромонаха. В августе 1956 года возведен в сан игумена. 12 июля1958 года возведен в сан архимандрита. 

4 февраля 1962 года был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы: Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зернов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак). 

16 июня 1962 года освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом. 10 октября 1962 года освобожден от временного управления Среднеевропейским Экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским. С 22 декабря 1964 года – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 14 мая 1966 года – архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. 25 февраля 1968 года возведен в сан митрополита. 

3 мая 1990 года избран Местоблюстителем Патриаршего Престола после кончины Патриарха Пимена. 

9 июля 1990 года епископатом Украинской Православной Церкви был единогласно избран ее предстоятелем. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 года преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви. 

Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Филарета. Также, на Соборе были зачитаны обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенес рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ. Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской Церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию». Священный Синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления. После безуспешных призывов к Филарету Священный Синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашен на Собор, но данное приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента. 

27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви». 

Извергнут из сана 11 июня 1992 года, анафематствован 21 февраля 1997 года. После извержения из сана указу не подчинился и образовал раскольничью структуру т. н. Киевский Патриархат. 

После публикации Определения Архиерейского Собора РПЦ официальный сайт раскольнической т. н. «Украинской православной церкви киевского патриархата» (УПЦ КП) распространил заявление пресс-центра «киевской патриархии» относительно возможного диалога украинских раскольников с Русской Православной Церковью, переведенное и размещенное на интернет-портале «Седмица»: 

«Заявление Пресс-центра Киевской Патриархии относительно диалога с РПЦ 

В связи с принятием на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 30 ноября 2017 г. решения, которое может быть основанием для неправильных выводов относительно содержания и мотивов обращения Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета от 16 ноября 2017 г. к Патриарху Московскому Кириллу и епископату РПЦ, по благословению Святейшего Патриарха Филарета Пресс-центр Киевской Патриархии сообщает следующее. 

Через посредство Первоиерарха РПЦЗ (МП) митрополита Илариона (Капрала) недавно Московская Патриархия выразила желание вступить в диалог с Патриархом Филаретом. Непосредственным предметом диалога имелось в виду преодоление всего комплекса проблем, которые препятствуют нормальному церковному общению между РПЦ и УПЦ КП, как это должно быть между Поместными Церквами. 

Главным препятствием для РПЦ являются ее собственные решения по „снятию сана" (1992 г.) и „анафематствованию" (1997 г.), которые Московский Патриархат безосновательно и неканонически применил к Патриарху Филарету. Поэтому первым шагом для установления отношений между двумя Поместными Церквами должно было стать решение Архиерейского Собора РПЦ о „признании отсутствия" указанных решений по Патриарху Филарету – так же, как это ранее было сделано РПЦ для диалога с РПЦЗ и со старообрядцами (признание отсутствия анафем на старые обряды). 

Следствием такого решения должно было стать создание предпосылок для признания Русской Церковью автокефалии Поместной Украинской Православной Церкви и объединение украинского православия вокруг Киевского Патриаршего Престола – что является и всегда было единственной конечной целью диалога УПЦ КП с Московским Патриархатом. 

Учитывая эту позицию и желая проявить добрую волю, Патриарх Филарет на просьбу, высказанную от имени и по поручению Патриарха Кирилла, прислал к нему письмо, которое публикуется в копии. В этом письме были учтены пожелания со стороны Московского Патриархата „обойти острые углы" для того, чтобы обе стороны имели возможность в диалоге „сохранить лицо". 

Следует отметить, что в письме речь не идет о „просьбе" Патриарха Филарета – он „призывает" своих адресатов признать изначально недействительными те решения, которые Московскому Патриархату мешают восстановить молитвенное единство с Поместной УПЦ – Киевским Патриархатом. 

После такого решения Патриарх Филарет надеется на решение РПЦ признать автокефалию УПЦ. 

Помня о том, что Христос заповедует искать примирения с теми, кто враждует против тебя, и просить прощения за свои грехи (что делает и каждый священнослужитель во время Литургии, обращаясь по указанной в письме формуле к сослужителям и к мирянам) – Патриарх Филарет обратился со словами о прощении, чтобы личные обиды (которые существуют, в частности, по отношению к Патриарху Филарета у ряда иерархов Московского Патриархата) не стояли на пути диалога. Так же он возвестил о том, что и лично прощает тех, кто его оскорблял и не держит на них гнева. Ведь „прощаем и просим прощения" – действенная формула примирения, которая не раз доказала свое соответствие. 

Что же касается тех „грехов", которые приписываются Патриарху Филарету Московским Патриархатом, в частности „вины раскола", то Патриарх Филарет никогда не признавал, не признает и не будет признавать себя в них виновным – а потому не имеет основания в этом каяться. Напротив, вина разделения Православия в Украине лежит на организаторах так называемого „Харьковского собора", которые должны были бы признать это и покаяться в содеянном нарушении церковных канонов. 

Несмотря на все в Киевском Патриархате приветствуют желание со стороны Московского Патриархата вести диалог. Однако целью такого диалога не может быть ни „покаяние" перед РПЦ, ни административное присоединение к ней в любой форме. Единственной конечной целью такого диалога УПЦ КП видит исключительно признание автокефалии поместной УПЦ, Киевского Патриархата, и объединение украинского православия. 

Поэтому Священный Синод УПЦ КП на ближайшем заседании рассмотрит желание РПЦ вести диалог и примет соответствующее решение
». 

Чем кончится диалог Русской Православной Церкви с раскольниками из «киевского патриархата», пока неизвестно. В воспоминаниях духовных чад преподобного Лаврентия Черниговского есть интересные пророчества по поводу Денисенко и будущего «киевского патриархата». Святой старец говорил протоиерею Александру Красковскому, схиархимандриту Антонию и иеросхимонаху Феодосию, «что когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут их ремонтировать, все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская» (Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание. М., 1994. С. 134). 

Имеются у преподобного Лаврентия суждения и об автокефалии Украинской Церкви. «Знайте! Помните! И не забывайте! В г. Киеве никогда не было патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской группы (церкви) и унии» (Там же. С. 161). 

Итак, первая часть пророчества святого исполнилась. Михаил Денисенко произвел раскол в Русской Церкви. Это позволяет предполагать, что переговоры между комиссией РПЦ с филаретовцами не принесут добрых плодов. Впрочем, поживем – увидим… 
  

Источник: Дух христианина 
http://www.christian-spirit.ru
 





© 2010-2016. Восьмой вселенский собор.